Летние развлечения Николая II
И Николай II, и вся царская семья любили активный отдых: игру в теннис и катания на велосипеде, греблю на байдарках и морские купания. О том, как проходило лето императора, его супруги, наследника престола Алексея и великих княжон, — в публикации портала «Культура.РФ».
Теннис
Теннис пришел в Россию в 1860–70-х годах. В российской императорской семье в теннис начали играть в середине 1870-х годов — модную игру полюбил тучный Александр III, которому нужны были физические нагрузки. Николай II увлекся этим видом спорта не в России, а на родине тенниса — в Англии — в середине 1890-х. Хотя сам не играл, а только наблюдал за процессом.
Вернувшись на родину, Николай II впервые вышел на корт в подмосковном селе Ильинское — 2 июня 1896 года. Об этом событии император написал в дневнике: «После чаю пошел играть с другими в lawn-tennis, в первый раз». После этого 2 недели император не выпускал ракетку из рук.
Партнерами Николая II по теннису, как правило, были офицеры подразделений охраны или офицеры императорской яхты «Штандарт». Порой компанию ему составляли члены императорской семьи — молодые великие князья. Вскоре увлечение Николая II стало увлечением всего двора: на теннисный корт стали выходить дочери императора и фрейлины Александры Федоровны. А сам император так пристрастился к теннису, что играл даже во время заграничных поездок.
Мужчины выходили на корт в спортивной форме. У Николая II она состояла из белых брюк со светлым поясом и рубашки, на нагрудном кармане которой был вышит императорский двуглавый орел. На ногах — модные и легкие белые ботинки с черными носками. На поздних фотографиях, сделанных в Ливадии (где тоже был императорский теннисный корт), видно, что пояс у царя трехцветный. Скорее всего, он воспроизводил цвета государственного флага России: белый, синий, красный.
Велосипед
В Петербурге велосипеды к Императорскому двору поставлял торговый дом «Победа». Именно здесь 1 июля 1895 года Николай II купил себе первый велосипед в статусе императора. Он потратил целое состояние на американскую модель марки Dayfon со специальным седлом — покупка обошлась в 243 рубля. Также император приобрел велосипедный фонарь за 9 рублей и клаксон за 1 рубль. Потом царь совершал здесь покупки не раз — только за первый год царствования он потратил на свое увлечение 381 рубль.
Катались и дочери Николая II. Для них велосипеды покупали на их «собственные суммы» в том же торговом доме «Победа». Детские модели для девочек подбирали с учетом возраста, цепи на них закрывались — чтобы в них не попали пышные нижние юбки.
Цесаревич Алексей на велосипеде не катался. Из-за генетического заболевания — гемофилии — любая ссадина была для него очень опасной. Однако родители хотели, чтобы у Алексея было насыщенное детство, как у всех детей. Поэтому маленького цесаревича катал на велосипеде его дядька-воспитатель — матрос Андрей Деревенько. Так, на одной из фотографий, сделанных в Германии осенью 1910 году, цесаревич сидит в специальном сиденье, закрепленном над передним колесом велосипеда.
Позже придворные врачи посоветовали цесаревичу упражняться на «ортопедическом аппарате». Такая езда оказалась полезной, и вскоре эту модель велосипеда переделали в обычную. Андрей Деревенько в августе 1914 года писал: «На днях мне вновь пришлось увидеть мастера, вызванного для того, чтобы превратить велосипедный аппарат вновь в велосипед, т. к. Государь наследник Милостию Божией здоров».
Охота
К охоте будущего Николая II приучил его отец, Александр III. В детстве мальчик был не очень удачлив, но став взрослым, начал коллекционировать трофеи. Первого лося он убил 8 декабря 1891 года. В дневнике Николая появилась надпись: «Радость была огромная, когда я его повалил!»
Для организации царского развлечения существовала специальная служба — Управление императорской охоты Министерства императорского двора. Располагалось оно в гатчинской Егерской слободе недалеко от царского дворца. В управление входило более 70 служащих: конюшие, лесничие, егеря, стремянные и другие. Иногда в царской охоте участвовало так много людей, что загонщиками становились даже крестьяне близлежащих деревень, солдаты и матросы.
Николай II охотился не только в Гатчине и пригородах Петербурга, но и на финских землях, в Беловежской пуще. Дичь стреляли самую разную: от птиц до зубров и медведей. В конце охотничьего в управлении императорской охоты составляли список царских трофеев. Согласно исследованиям историка Ивана Зимина, только с 1886 по 1909 год император застрелил 104 зубра. А в 1900-м он побил свой личный рекорд, убив 41 зубра за год.
Читайте также:
Летние купания
Императорская семья проводила жаркие летние месяцы, как правило, в Петергофе. Здесь еще при Екатерине II была построена специальная императорская купальня на Менажерийском пруду. Она была окружена расписанными стенами, внутри располагались ниши для раздевания. Пруд украшали фонтаны — дельфины и «Солнце». Эта купальня простояла в Петергофе более 150 лет — ее стены разобрали в 1925 году.
Купались члены императорской фамилии по очереди — нагишом или «в исподнем». Специальные купальные костюмы в царской семье появились только в конце XIX века. В 1909 году, когда Николай II с домочадцами отправился на Черное море в Ливадию, для дочерей в Английском магазине приобрели специальные принадлежности: купальные костюмы, туфли и шапочки. Одежда для плавания была стандартной для тех лет расцветки — сегодня такую называют тельняшкой.
Царскую купальню в Ливадии оборудовали без изысков: на галечном берегу разбивали палатку для переодевания; от палатки к морю клали веревочный мат, чтобы камни не кололи ноги; в море уходил канат, за который можно держаться при волне.
У императорской семьи было еще одно «море» для отдыха — Финский залив. 6 июня 1905 года Николай II записал в дневник о купании в Балтике: «Днем баловались с детьми в море, они барахтались и возились в воде. Затем в первый раз купался в море при 14 1/4 — низкая температ., но зато освежительная».
Байдарка
Среди водных увлечений Николая II было и плавание на байдарке. Для императора это было скорее не спортивным хобби, а возможностью побыть наедине с природой: плавал он неспешно и вдумчиво.
Николай II полюбил греблю на байдарке еще в детские годы, когда бывал в гатчинской резиденции Александра III с ее большими прудами. Начало «байдарочной карьеры» наследника престола имеет точную дату. В мае 1881-го Николаю Александровичу исполнилось 13 лет, и родители подарили ему на день рождения первую байдарку. Ее изготовили в «Шлюпочной мастерской Санкт-Петербургского речного яхт-клуба» за 245 рублей. В счете значилось: байдарка — 200 рублей, брезент — 15 рублей, две подставки — 5 рублей, доставка чертежей и моделей 6 мая — 5 рублей, доставка байдарки в Гатчину с нарочным — 20 рублей.
Став монархом, Николай II не утратил любви к гребле. Более того, он заразил своим энтузиазмом и домочадцев, особенно дочерей. У каждой из них было по фотоаппарату, поэтому сохранилось много фотографий, на которых сестры снимали друг друга в шлюпках и байдарках. Даже во время Первой мировой войны царь умудрялся выкроить время на греблю — пользовался моментом во время коротких «отпусков» в Царском Селе.
В марте 1917 года император отрекся от престола, вскоре тяжело заболели дети. И все-таки 13 мая 1917 года в дневнике Николая II появилась запись: «Катался в байдарке и шлюпке». Это было последнее упоминание Николая II о своем увлечении.
Автор: Дарья Лёгкая