Доктор Живаго
В 2006 году пермский коллектив отважился сделать мюзикл по роману Бориса Пастернака — неожиданное и смелое решение. Музыку написал известный композитор Александр Журбин, поставил спектакль режиссер Борис Мильграм, художественный руководитель «Театра-театра». Премьера состоялась 30 декабря 2006 года. Спектакль и сейчас идет на сцене театра.
К роману Пастернака в Перми особое отношение. Принято считать, что именно этот город на Каме стал прообразом романного Юрятина. Литературную фантазию по мотивам «Доктора Живаго» создал в качестве драматургической основы к спектаклю поэт Михаил Бартенев. Постановка насчитывает три действия, каждое из которых охватывает период жизни героев. Юность. Революция и война. Поиски и обретения друг друга в новых исторических реалиях. Между действиями звучат своеобразные зонги. Из расположенного в глубине сцены вертепа выходит рок-певец и исполняет балладу «Рождественская звезда» на стихи Юрия Живаго. «Это поднимает спектакль до уровня самого высокого вида оратории — барочного жанра «Страстей», — считает критик Екатерина Кретова (журнал «Театрал»). — Борис Мильграм нашел адекватное жанровое решение для мюзикла, претендующего на воплощение масштабной эпической картины романа Пастернака, в котором причудливое переплетение человеческих судеб накладывается на историческую картину с войнами, революциями и прочими социальными катаклизмами».
«Доктор Живаго» пермского театра — масштабное представление. В нем задействована не только вся труппа, но еще оркестр и целый детский хор. Работа над спектаклем шла чуть больше года, было сшито 450 костюмов для всех участников действа. Общий вес монументальных декораций — 12 тонн. Художник Александр Горенштейн создал многоуровневое пространство, которое помогло «смонтировать» разрозненные эпизоды действия. Чтобы охватить невероятный исторический объем, обилие действующих лиц романа, авторы спектакля избрали форму оратории, и тем оправдали неизбежную статичность постановки. Тут хор выступает в классической роли коллективного комментатора — как в древнегреческой трагедии. А исполнители ролей вынуждены в каждой сцене очерчивать состояние своих героев максимально доходчиво, таково требование жанра. Состояния эти меняются порой на совершенно противоположные. «Живаго, который только что был легкомысленным подростком, танцующим на катке, становится рефлексирующим интеллигентом, ищущим свое место в рухнувшем мире», — читаем в рецензии Кретовой. Роль Живаго исполняет Вячеслав Чуистов. Его возлюбленную, Лару сыграла Анна Сырчикова, а в роли Тони — Ирина Максимкина. «Очень тонкая актерская работа у Ирины Максимкиной, которая удивительным образом разрушает амплуа «инженю», казалось бы, навязанное ее фактурой, — считает обозреватель журнала «Театрал». — Ее Тоня вырастает из подобия чеховской Ани, которая по-детски декларирует, что ее отношения с Живаго «выше любви», до образа зрелой женщины, переживающей любовь истинную, жертвенную и неэгоистичную». С Максимкиной Мильграм работает давно — еще с тех времен, когда она студенткой ГИТИСа сыграла Рахиль в его спектакле по пьесе Надежды Птушкиной «Овечка» (речь о постановке в московском театре им. Моссовета). Все рецензенты отмечают яркую роль второго плана — революционера Павла Антипова в исполнении Дмитрия Васева. «Пламенный большевик с тонким нежным голосом церковного служки решен в духе опереточного героя, — так описывает героя спектакля Олег Кудрин (Lenta.ru). — В самом начале его зонг, больше похожий на арию, остроумен и хирургически точен, особенно в тот момент, когда коммунистический неофит, обретя иной символ веры, обращается к новому Богу-отцу — Марксу».
Музыкальная основа спектакля подтверждает склонность композитора Александра Журбина к прикладным жанрам — звучат и вальсы, и полька, и кадриль, и танго. За каждым из главных героев закреплена особая звуковая тема, что помогает авторам вести их линии сквозь многочасовую эпическую постановку. Музыкальный руководитель спектакля Татьяна Виноградова проделала гигантскую работу, научив петь драматических актеров. Конечно, вокальные данные у всех разные, но каждый случай недостатка голоса постановщики изобретательно обыгрывают. «Если же вокал не так хорош, то на первый план выдвигаются яркие выразительные аттракционы, — пишет в своем репортаже Олег Кудрин. — Живаго (Вячеслав Чуистов и Комаровский (Анатолий Смоляков) получают по-брехтовски выразительные маски: кто — интеллигентного благородства, кто — коварной интеллектуальности». В композиции мюзикла есть все составляющие классической оперы: соло, хоры, ансамбли. Подвиг освоения драматическим театром музыкального жанра оценили и зрители, и специалисты. «Пермский «Живаго» — это событие, — заявляет Екатерина Кретова («Театрал»). — По масштабу замысла, по уровню лежащей в основе литературы, по смелости эксперимента в поисках жанра, в конце концов, по жесткости музыкального перевоспитания драматических актеров». В 2007 году «Доктор Живаго» был отмечен призом за лучшее пространственное решение и исключительную работу хора (VIII Международный фестиваль «Театр без границ», Магнитогорск).