Доходное место
Режиссер Михаил Бычков — личность яркая. Создатель воронежского Камерного театра — лауреат множества фестивалей и премий (среди которых и «Золотая маска»). Сам себя он называет не режиссером-постановщиком, но создателем и строителем театра-дома, театра-хранителя некой творческой идеологии. Его творческую манеру характеризует свежесть и своеобразие сценического прочтения классической и современной драматургии. В спектаклях Бычкова всегда очень отчетливо проявляется авторский стиль, а умение гармонично соединять в спектакле все элементы театральной выразительности давно стало своеобразной «подписью» режиссера. Кроме того, Михаил Бычков — один из немногих современных режиссеров, которые еще не потеряли вкус к внимательному чтению серьезных пьес. Как например, «Доходное место» Александра Островского.
В последние годы режиссер все больше обращался к темам жестким, если не жестоким. С каждым новым спектаклем он все более настойчиво говорил об опасности нравственной гибели, опасности потери последних внутренних критериев человеческой личности. Не удивительно, что подобные разговоры об обесценивании жизненных смыслов, о моральном уродстве, о духовной деградации человека и общества привели Михаила Бычкова именно к этой пьесе Островского.
«Доходное место» — вполне актуальное произведение о том, как молодой человек пытается остаться честным и порядочным в мире, где богатство вызывает уважение, а бедность является порок. Его любящая жена, устав от бедности, умоляет мужа пойти на поклон к богатому родственнику и попросить «доходное» место. Молодой чиновник, пытающийся служить честно, оказывается под таким давлением обстоятельств, что едва не отступается от юношеских идеалов, хотя в самый последний момент он находит в себе силы удержаться от преступления.
В Камерном театре предлагают очередное современное прочтение классической комедии, которая считается одной из самых актуальных пьес не только Островского, но и всей отечественной драматургии. «Мне кажется, — говорит Михаил Бычков, — что эта работа не похожа на наши предыдущие постановки и будет интересна публике не только своим актуальным содержанием, но и весьма яркой формой».
Играют спектакль в современных костюмах, в руках героев — бокалы с элитными винами и коньяками, вместо музыкальной машины — караоке. Мобильные телефоны, игровые приставки, ноутбуки и фитнесс-центры еще крепче привязывают происходящее к сегодняшнему дню.
Все действие происходит словно на огромном экране монитора. Он, кстати, в уменьшенном виде «продублируется» в глубине сцены. На нем на протяжении спектакля будут динамично сменяться многочисленные видеопроекции: волшебной красоты водопад, капли дождя во время драматичного объяснения Жадова и Полины, и финальный титр «Game Over», появляющийся в тот момент, когда юный герой уже готов оступиться и предать собственные идеалы.
Большинство героев комедии также подверглось основательной трансформации — своеобразной «прививке» XXI века. Так, Вышневский в исполнении Юрия Овчинникова предстал перед зрителем более чем современным начальником, сколотившим свое состояние из кусочков расхищенного бюджета и результатов махинаций с ценными бумагами. Юсов в интерпретации Андрея Мирошникова очень обаятелен. Да, насквозь коррумпированный чиновник, но ведь живет он по неписанным законам дедов и прадедов:
чти старших, не высовывайся, дают взятку — бери. Анна Павловна (Елена Лукиных) похожа одновременно на манерную Снегурочку и хрупкую героиню какого-нибудь аниме, в которой не разберешь чего больше — «замороженности» или «заторможенности». Каждый персонаж этой истории интересен по-своему, и у каждой роли свой рисунок. Но твердая рука режиссера не дает общему рисунку спектакля размываться, а действию проседать.
Своей неприметностью и «незначительностью» выделяется на этом цветном и ярком полотне Жадов (Василий Марков). У него начисто отсутствует то, что принято называть «харизмой». Он слишком брезглив в окружающем его беспринципном мире, чтобы стремиться изменить свое положение «офисного планктона». Брезглив настолько, что нам — сегодняшним зрителям — куда проще принять сторону его дяди, чем на полном серьезе и без иронии отнестись к идеализму Жадова.
Однако при всем при этом «зернышко» сомнений после спектакля остается, ведь само напоминание о возможности — пусть гипотетической — существования идеалов не может не бередить сознание. Вечный конфликт между «мздоимцами» и «бессребрениками» бесследно не проходит. И вопрос о том, как же жить в этом мире и (сужая) в этом обществе — совестью или наживой — остается открытым.
Надо сказать, спектакль Михаила Бычкова, премьера которого состоялась в сентябре 2012 года среди поклонников Камерного театра, вызвал такой ажиотаж, что администрации пришлось даже подкорректировать репертуарные планы: в течение октября дополнительно были даны еще четыре показа «Доходного места».