Оловянный солдатик
Спектакль «О солдате, танцовщице, тролле и человеке» (2011) стал для режиссера Яны Туминой первым опытом обращения к детской аудитории, выразив еще одну грань таланта Туминой. Можно позавидовать ее разносторонности и опыту работы в разных направлениях. Она училась в экспериментальной школе Зиновия Корогодского, работала в легендарном театре «ДаНет» авангардиста Бориса Понизовского, где познакомилась с Максимом Исаевым и Павлом Семченко, которые потом основали Русский инженерный театр «AXE». С этим авангардным коллективом Тумина и связала свою жизнь, работая в «AXE» как актриса и соавтор.
Также она окончила кукольный факультет и аспирантуру петербургской Театральной академии; преподает и ставит на разных сценах. В творческом багаже Туминой как создание проектов, выходящих за рамки театра, различных перфомансов и акций, так и работа с профессиональными артистами — кукольными и драматическими, было даже сотрудничество с легендой петербургской сцены Еленой Юнгер.
Спектакль «О солдате…» резонирует с исканиями Руслана Кудашова, возглавляющего Большой театр кукол. Здесь важнее всего — рассказать зрителю историю, выразив авторский взгляд на нее (и в этом смысле авангардный опыт Туминой остался за скобками). Техника работы с куклой уходит с первого плана, теряет самоценность; куклы и неживые объекты в этом спектакле возникают постольку, поскольку они нужны артистам как подспорье. С маленьким зрителем говорят на равных, не боясь затронуть самые серьезные вопросы. Сценический сюжет стремится обрести притчевые черты и философскую осмысленность. Возникает мотив зависимости человека от законов мира. Путь, который проходит герой, — это путь души, отражающий этапы становления человека.
Композиционный ход, выбранный режиссером, чтобы рассказать историю «о солдате, танцовщице, тролле и человеке», задает мотив нравственного выбора и ответственности человека. В самом начале лучик фонаря освещает большое черное — и почти пустое — пространство. Это мальчик в исполнении Дениса Казачука пробрался, кажется, на чердак, чтобы взять книгу — со сказкой о стойком оловянном солдатике. Облик мальчика современный: джинсы, кепка, манеры тинэйджера. Герой испытывает беспокойство, хочет разобраться в себе: что же побудило его когда-то бросить любимого солдатика в огонь? Появляется тролль — Михаил Ложкин. Завязывается спор: мальчик считает, что это тролль надоумил его погубить солдатика, тот отвечает, что вина на мальчике: «У тебя что, нет своей головы на плечах?». Ведь каждый несет ответственность за свой выбор.
Вообще, для Андерсена, как всякого скандинава, тролль не просто сказочное существо, а воплощение зла, чуть ли не падший ангел (вспомним начало «Снежной королевы»). В спектакле «из маленькой трясущейся игрушки вырастает существо, причастное тайнам бытия гофманианского толка, то ли черт, то ли Мефистофель, в бархатном темном плаще и черном парике с хвостиком» (С. Козич). Впрочем, как справедливо заметил другой рецензент, персонаж Ложкина — «зловещий интриган, но не настолько жуткий, чтобы не напоминать сварливыми эскападами Карлсона» (И. Бетхудов). К тому же, сквозь козни проскальзывает их причина — любовь к танцовщице, что придает троллю свое обаяние.
Спор незаметно перерастает в сказку о стойком оловянном солдатике. Важно, что этим персонажем будет тот же актер, что играет мальчика. (То есть вся история разыгрывается тремя артистами: двое упомянутых и Екатерина Белевич в роли танцовщицы.) Мальчику как бы дан шанс поставить себя на место солдатика. И пережив его злоключения, он в финале будет отказываться бросить игрушку в огонь.
Сюжетную динамику определяет здесь логика пути героя, логика путешествия. Это отражено в пространстве, которое от начала к финалу претерпевает метаморфозы (художник — Кира Камалидинова). Сначала оно кажется комнатой в доме мальчика. Потом — полкой, на которой стоят игрушки. Потом, когда солдатик висит на турнике вниз головой (он выпал из окна и застрял в мостовой), подвесной потолок из металлических балок кажется решеткой люка. Солдатик оказывается под водой, и замедленная пластика артиста, зеленоватые и синеватые лучи света (художник по свету — Анастасия Кузнецова) создают иллюзию того, что действие перенеслось на дно. Наконец, героя проглатывает рыба, что решено уже в неживом плане: фигурка солдатика проходит сквозь отверстие в фанерной рыбе.
Интонация спектакля трогательная, щемящая, хотя актеры как будто избегают растрогать зрителя. «На лице Екатерины Белевич не промелькнет ни стандартная сказочная улыбка диснеевской красавицы, ни своя собственная. Она со строгостью поправляет прическу и грим, ее балетные движения точны. Ни шопенки, ни пачки — ничего от балерины, кроме пуантов» (С. Козич).
Сюжетный поворот в лучшую, казалось бы, сторону — когда пойманной рыбе распарывают брюхо и освобождают пленника — все равно окрашен тревогой. Эту тревогу несут и мрачное пустое пространство, и тусклые цвета, и музыка. Все предвещает трагический финал. Но когда дело доходит до того, что солдатика нужно сжечь — так ведь в книге написано — мальчик сопротивляется. Вот и спорят человек, тролль и танцовщица над раскрытой книгой. Мальчик так и отказывается сжечь солдатика. Эту «вину» берет на себя героиня. Она — словно повинуясь законам свыше (что поделать «куколкам» против написанного раз навсегда) — сообщает о том, что солдатик сгорел. А вместе с ним — танцовщица. И зритель видит, как две фанерные фигурки поднимаются все выше и выше — чтобы исчезнуть в зареве.