Калека с Инишмана
Художественному руководителю пермского театра «У моста» Сергею Федотову принадлежит заслуга в открытии и утверждении в правах драматурга ирландского происхождения Мартина МакДонаха на отечественной сцене. Федотовым поставлено шесть пьес МакДонаха: сначала — пьесы Линэнской трилогии («Сиротливый Запад» (2004), «Красавица из Линэна» (2004), «Череп из Коннемары» (2005), а затем — «Калека с Инишмана» (2009). Пятым по счету стал спектакль по пьесе «Безрукий из Спокэна» (2011), а пермский театр получил от автора эксклюзивное право на первую постановку в России. В 2012 году Федотов поставил пьесу МакДонаха «Лейтенант с Инишмора».
Особый успех выпал на долю спектакля «Калека с Инишмана», который был титулован на многочисленных российских и зарубежных фестивалях. В 2010 году театр, показавший этот спектакль в Москве, был отмечен Национальной Театральной премией «Золотая Маска» (специальный приз жюри).
После Гоголя, после «Вия», пожалуй, закономерно, что театр обратился к пьесам, в которых брутальное сосуществует с поэтическим, реальное с мистическим, психология с мифологией, комедия с трагедией.
Инишман — второй по величине из островов Аран в Ирландии, расположенный в заливе Голуэй. Жизнь людей на этом острове по МакДонаху оторвана от «большой земли». Новостей почти не случается, поэтому если гусь ущипнул кошку, то местный ньюс-мейкер, прозванный попросту Пустобрехом, продает такую новость по бартеру: кто-то за известия накормит, кто-то напоит. Но однажды он все-таки приносит новость всем новостям новость: на соседний остров приплыли американцы из Голливуда, чтобы снять фильм. Здесь впервые прозвучала фраза, которую герои потом будут повторять неоднократно: «Наверное, Ирландия — не такая уж дыра, раз янки приезжают сюда кино снимать!». Вековая бессобытийность острова взрывается.
Здесь каждый проклинает свою долю, каждый мечтает уехать, но не каждый понимает, чем может обернуться воплощение мечты. Изменить свою судьбу пробует лихая девушка острова Хелен, и ее блаженный брат Бартли. Вместе с ними на съемки отправляется безнадежно влюбленный в Хелен Калека Билли. Но только Калеке Билли, самому умному и в то же время самому несчастному жителю острова, выпадает шанс изменить жизнь. Именно он, живущий на попечении двух странноватых тетушек Кейт и Эйлин и мечтающий узнать тайну своего рождения, отправится на Фабрику Грез вслед за голливудскими режиссерами, затеявшими съемки фильма об ирландских рыбаках.
Жители Инишмана — чудики, существующие в эпическом пространстве Ирландии. Каждый из них отмечен странностью, в которой комедийное сочетается с иррациональным. Бартли тронулся рассудком после падения в детстве. Джоннипатинмайк (Пустобрех), по всей видимости, пострадал оттого, что его мать чрезмерно злоупотребляет (в возрасте 90 лет!) алкоголем, и будучи Пустобрехом, именно он, украв деньги у матери, оплатил лечение калеки Билли. Тетушка Кейт, постоянно разговаривает с камнем, но она же со своей сестрой, практически усыновит Билли… Да и главный герой Билли, который много читает, думает, то и дело сбегает, чтобы бесцельно «смотреть на коров»…
Сергей Федотов, осваивая текст МакДонаха, соотносит этого драматурга со своей программой, с концепцией мистического театра. Режиссер обратился к ирландскому автору уже после того, как применил на деле собственные постулаты к Гоголю, Достоевскому и Булгакову. МакДонах дал новый импульс для его поисков. Режиссер определяет природу этой драматургии как парадокс.
Являясь сценографом своих спектаклей, Федотом сгущает быт. Лавка сестер с низким давящим потолком, видавшей виды обстановкой, с полками, на которых выставлены банки с горошком, — всё это собирается, даже нагнетается с предельной скрупулезностью. Обилие таких деталей дает новое качество быта на сцене.
Сергей Федотов, работая с труппой, предпочитает лабораторный метод: автор на репетициях подробно и всесторонне изучается, происходит погружение в ту или иную эпоху. К примеру, спектакль начинается и заканчивается кадрами знаменитого фильма «Человек из Арана» 1934 года (время действия самой пьесы), на которых мы видим бескрайнюю морскую даль. Это — контрапункт к самому Инишману, к тому, как люди живут в тесном пространстве. Морская стихия — та вольница, к которой стремится Билли.
Актеры Театра «У Моста» преодолевают то, что редко удается преодолеть другим театрам в работе над пьесами МакДонаха. Они не впадают в характерность. Играя ирландских чудиков порой смешно, порой гротескно, они, вместе с тем, не забывают о поэтическом строе этих наивных людей. При внешней грубости, в этих характерах живет душа, а их наивность оказывается синонимом человечности. Таков Джоннипатинмайк Ивана Маленьких, брутальный и беззащитный, таковы две мужеподобные тётки главного героя Кейт (Марина Шилова) и Эйлин Ирина Молянова), которые напоминают неуклюжих детей. Тело Билли (Василий Скиданов) опутано кожаными ремнями, что делает его похожим на сломанную куклу. В лихой, безбашенной Хелен Марины Бабошиной есть своя дикая красота, и пусть дикое, но сердце. Она все-таки согласится на прогулку с Калекой. Федотов поставит сцену их встречи, которой нет в пьесе. Калека Билли пройдет по Инишману с первой красавицей, а этого он хотел не меньше, чем уехать в Голливуд, узнать тайну о своих родителях.