Зачарованные смертью
«Зачарованные смертью» — третья, завершающая постановка в цикле «Мы живем, под собою не чуя страны…», осуществленная худруком театра Олегом Дмитриевым. Его премьера состоялась 30 октября 2011 года.
В основу спектакля вошла повесть известной белорусской писательницы-документалиста Светланы Алексиевич, получившей всемирную популярность после выхода романа «У войны не женское лицо» и повести «Цинковые мальчики». Произведения Алексиевич созданы на основе подлинных свидетельств очевидцев, воспоминаний и рассказов людей, с которыми автор встречалась в момент написания книги.
Во время Перестройки автор выпустила шокирующие по откровенности книги о женщинах («У войны не женское лицо») и детях («Последние свидетели»), переживших Великую Отечественную войну. В конце 80-х — написала разоблачительную книгу об Афганской войне («Цинковые мальчики»), в девяностые — собрала в единый текст воспоминания самоубийц, решивших свести счеты с жизнью после падения советской империи, назвав книгу «Зачарованные смертью».
Интерес театра к прозе Алексиевич объяснить легко. Записывая воспоминания современников, писательница переносит их на страницы своих книг в виде монологов, практически не прибегая к авторскому слову, давая читателю возможность услышать рассказ от первого лица.
«Авторский театр» — стал первой площадкой, на которой зазвучала еще неопубликованная книга «Время second-hand (Конец красного человека)». Режиссер Олег Дмитриев выступил автором композиции, включающей монолог трех персонажей: деда, матери и внука. Советский человек как диагноз — тема ставшая предметом исследования режиссера. Шаг за шагом, медленно и подробно театр исследует личность человека, рожденного в Советском союзе: преданного сталинского сподвижника (деда), его дочери, рожденной в концлагере (дед быстро развелся с бабушкой, когда ее беременную арестовали), и внука — нашего современника, сорокалетнего мужчину, который анализирует собственную жизнь, находя параллели в прошлом близких.
«Зачарованные смертью» — три пересекающихся монолога, выполненные артистами додинского Малого драматического театра, сотрудничающими с «Авторским театром»: Сергеем Козыревым (дедушка), Анжеликой Неволиной (мать) и Владимиром Селезневым (сын).
Сергей Козырев играет дедушку аристократичным «барином», с идеальной осанкой и красивыми руками. Генерал госбезопасности с азартом рассказывает про аресты и расстрелы, в которых принимал активное участие, хвастается близким знакомством с руководителями страны, и, разумеется, воспринимает распад Союза, как личную трагедию.
Ему вторит дочь, жертва режима, все детство проведшая в лагере вместе с арестованной матерью.
«Мне до сих пор снятся лагерные сны, но кому это интересно, » — начинает свой монолог героиня, пронзительно сыгранная хрупкой Анжеликой Неволиной. Контуженная на всю жизнь лагерным детством, мать главного героя не понимает, как можно жить иначе, без забора с колючей проволокой и охраной на вышке.
В центре ее монолога — душераздирающие воспоминания о матери. Та была арестована в 1937-м году, как «член семьи врага народа» и провела двенадцать лет в КАРЛАГЕ (Казахстан). Героиня вспоминает, как на зоне мать пыталась угостить ее маленьким кусочком дыни и чудом проносила конфетку, как старалась приласкать ее. Вспоминает несостоявшееся свидание, когда ребенком она пробралась в барак к матери, но не застала ее, а только чувствовала родной запах. Отравленное детство отразилось на всей последующей жизни — трудно было жить на воле, обособленно, самостоятельно, муж через два года сбежал, а когда развалился Союз, охватила настоящая паника — героиня пыталась покончить с собой. Остановила любовь к сыну.
До совершеннолетия героиня содержалась в специальных госучреждениях для детей «врагов народа», где ей прививали любовь к Родине и готовность отдать за нее в любой момент жизнь. «С той страной я прожила всю ее историю, а к этой, что теперь — равнодушна, она не моя», — резюмирует выкинутая из жизни героиня.
Представителя третьего поколения семейства играет ведущий артист МДТ Владимир Селезнёв. Его герой, сорокалетний бизнесмен начинает повествование с рассказа о самоубийстве своей матери. Словно сыщик он ведет расследование, то останавливаясь на воспоминаниях о деде и маме, то соскакивая на воспоминания о своей непростой судьбе. Воспитанный в любви к советскому строю, он с детства мечтал совершить подвиг как Валерий Чкалов или Юрий Гагарин. Окончил летное училище, прошел Афганистан, с надеждой воспринял демократию, но и эти надежды не увенчались успехом. Внук репрессивной бабушки и деда-палача, сын жертвы, искалеченной режимом он то и дело находит в себе черты своих предков.
Следуя за автором, создатели спектакля не склонны к осуждению кого-либо из героев. Небольшое камерное пространство, исповедальная интонация героев позволяют зрителю максимально проникнуться атмосферой спектакля. Интересно, что каждый герой по итогу вызывает сочувствие и понимание, несмотря на основную идею, коей проникнут спектакль: «Сидел народ, но и сажал народ, ведь это простая арифметика — миллионы зэков ведь кто-то их сажал и сторожил. В том-то и беда, что у нас в стране палачи и жертвы — это одно и то же».