Свадьба Кречинского
Философ, математик, переводчик, драматург, почетный академик Петербургской Академии наук Александр Васильевич Сухово-Кобылин написал пьесу «Свадьба Кречинского» в то время, когда был обвинен в убийстве своей любовницы и был под арестом.
Александр Васильевич семь лет находился под следствием и судом, дважды его арестовывали. Корыстолюбие судебных и полицейских властей, которые знали, что имеют дело с очень состоятельным человеком, довели «дело об убийстве» до того, что и сам Сухово-Кобылин, и пятеро его крепостных, у которых пытками выбили признание в преступлении, был близок к каторге. Только отсутствие каких-либо доказательств, огромные связи и огромные деньги освободили Сухово-Кобылина и его слуг от незаслуженного наказания. «Не будь у меня связей да денег, давно бы я гнил где-нибудь в Сибири», — уже по закрытии дела говорил Сухово-Кобылин.
Вот в таких обстоятельствах в 1854 году появиалсь первая часть трилогии («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»).
Как писал известный и уважаемый литературовед, критик того времени, Дмитрий Петрович Святополк-Мирский, было только два драматурга, приближавшихся к Островскому по качеству своих произведений, и это были Александр Сухово-Кобылин и Александр Писемский. Он отмечал, что «Свадьба Кречинского» по известности своего текста могла соперничать с «Горем от ума» и с «Ревизором». Как комедия интриги, она не имела соперниц на русском языке (за исключением «Ревизора»), а характеры обоих мошенников, Кречинского и Расплюева, принадлежали к самым запоминающимся во всей портретной галерее русской литературы.
Язык пьесы — сочный, меткий, афористичный; крылатые словечки персонажей комедии прочно вошли в обиходную разговорную речь не одного поколения. Пьеса абсолютно безукоризненна. И, как и биография человека, ее написавшего, она читается на одном дыхании.
Сюжет прост и обыден. Богатый помещик Петр Константинович Муромский временно живёт с дочерью Лидочкой и её тётушкой Анной Антоновной Атуевой в Москве. У него обширные земли в Ярославской губернии и полторы тысячи крепостных душ — состояние нешуточное. Разумеется, двадцатилетняя девица Лидочка — «лакомый кусочек» для московских щёголей-женихов. Тетушка мечтает выдать ее замуж, а папенька беспокоится по поводу порядочности женихов. Лидочка по секрету признается тётушке, что жених уже есть! Вчера на балу она танцевала мазурку с Михаилом Васильевичем Кречинским. И он сделал ей предложение. Но раздумывать нет времени! «Мишель» не сегодня-завтра уезжает из Москвы и желает знать до своего отъезда — «да» или «нет».
Что до жениха, господина Кречинского, то он игрок, и не просто игрок, а «страшный игрок». И Лидочка с её приданым для него лишь куш, с которым можно вступить в «большую игру». «У меня в руках тысяча пятьсот душ, — соображает он, — и ведь это полтора миллиона, и двести тысяч чистейшего капитала. Ведь на эту сумму можно выиграть два миллиона! И выиграю, выиграю наверняка». О любви, конечно, к молодой девушке в этой пьесе речи не идет. Что дальше вытворят Михаил Васильевич Кречинский, может присниться только в «страшном сне»… И замечателен финал, когда он, как истинный игрок, признает своё поражение возгласом заматерелого карточного игрока: «Сорвалось!»
Премьера «Свадьбы Кречинского» состоялась в Малом театре 28 ноября 1855 года с такими гигантами, как Сергей Шумский (Кречинский), Михаил Щепкин (Муромский), Пров Садовский (Расплюев), и с тех пор не сходит со сцены вплоть до наших дней. Кстати, как и две другие пьесы. Ее несколько раз экранизировали, впервые в 1908 году (реж. Александр Дранков), неоднократно снимали для телевидения.
В ней играли выдающиеся актеры русской и советской пьесы, многие известные режиссеры считали за честь поставить эту пьесу.
В 2008 году состоялась премьера «Свадьбы Кречинского» в театре «Актерский Дом» в Самаре. До этого больше чем полтора века ее в городе не ставили… Режиссер — выпускник ГИТИСа и мастерской Петра Фоменко — Андрей Широков. В постановке заняты актеры театра юного зрителя «СамАрт», Самарского академического театра драмы им. Горького и Самарского муниципального театра «Камерная сцена». В спектакле использованы простые, но функциональные черные декорации с прорезанными знаками карточных мастей, яркие костюмы героев, а также музыка популярной группы «Ленинград», задающая тон всему происходящему на сцене.
«Искрометная комедия, ключевым словом которой является „игра“. Что такое человеческий азарт? Насколько трагикомичен этот вечный феномен человеческий?.. Смешные и не очень игры, в которые вечно играют люди, надеясь найти свое место в жизни, заставят нас посмеяться над собой, узнать знакомых и подумать…» Так один из очевидцев той премьеры определил суть спектакля.
А режиссер Андрей Широков в интервью ИА REGNUM после премьеры сказал: «Самым важным для меня было заразить зрителя азартом и куражом главного героя. И это получилось: зрители много смеялись и долго аплодировали по окончании спектакля».
В этой версии Михаила Васильевича Кречинского играет актер театра драмы Олег Константинович Белов. Внешне он мало совпадает с характеристикой Сухово-Кобылина: «видный мужчина, правильная и недюжинная физиономия, густые бакенбарды». Белов сыграл своего Кречинского — обаятельного игрока и жуира, подвижного, быстрого на слова и поступки. «И только глаза актера (в маленьком зале они видны, как на экране) — холодные, безжалостные, циничные — выдают в нем хищника, который любит только себя и карты», — это тоже цитата из откликов на первые спетакли.
В Самаре, в течение сезона 2011–2012 годов больше десяти тысяч зрителей выбирали актера, достойного городской премии зрительских симпатий «Браво». Им стал Заслуженный артист РФ Олег Константинович Белов. Корреспондент Волга Ньюс написал: «Любимого актера зрители встречали стоя. На протяжении его выступления никто в зале не опустился в кресла. Олег Белов, поднявшись на сцену, поблагодарил собравшихся. „Это не меня отметили, — сказал актер, — это нас отметили“. Конечно, он имел в виду свой театр»…