16+

Последний срок

Драма
1981
129 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части

Повесть «Последний срок», над которой Валентин Распутин начал работать в 1969 году, впервые была опубликована в журнале «Наш современник», в номерах 7, 8 за 1970 год. Повесть сразу же вышла книгой в нескольких издательствах, была переведена на другие языки, издана за рубежом — в Праге, Бухаресте, Милане, Будапеште, Штутгарте, Софии. Почти сразу «Последний срок» поставили в Москве (во МХАТе) и в Болгарии… Место Валентина Распутина в литературе определилось окончательно. В русскую литературу пришел не просто очень крупный писатель со своим голосом, своей темой, языком («Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матерой»), но и ходатай по народным бедам, и каждая из следующих его вещей становилась событием не только в литературе, но в жизни.

Содержание спектакля:

У старухи Анны отказали ноги. Она оповещает детей о своей скорой смерти и просит всех собраться. Из ближайшего райцентра приезжают сын Илья и дочь Людмила, приходят проживающие в одной деревне с матерью сын Михаил с женой и дочь Варвара. Двоих детей старуха схоронила еще маленькими, а те, которых вырастила, собрались все… Кроме Татьяны (Танчоры), которая живет в Киеве, и добираться ей дольше. Старуха лежит без движения и не подает признаков жизни, дети готовятся к поминкам, Варвара по поручению самой матери пытается по всем правилам «обвыть» умирающую. И вдруг старуху отпускает. Она возвращается к жизни и даже сама выходит посидеть на крыльцо. Дочери суетятся возле матери, кормят и ухаживают за ней. Навестить подругу приходит соседка Мирониха. Тягостное ожидание сменяется облегчением. Жизнь продолжается. Обрадованные братья Михаил и Илья на радостях напиваются купленной для поминок водкой.

Фрагмент из повести и спектакля: «А если совсем до самой смерти не выпить? Подумай только, ничего впереди нету. Сплошь одно и то же. Сколько веревок нас держит и на работе, и дома, что не охнуть, столько ты должен был сделать и не сделал, все должен, должен, должен, должен, и чем дальше, тем больше должен — пропади оно все пропадом. А выпил, как на волю попал, все сделал, что надо. А что не сделал, не надо было делать, и правильно сделал, что не делал». Это не значит, что Михаил и Илья не умеют работать и никогда не знали другой радости, кроме как от пьянства. В деревне, где они когда-то все вместе жили, случалась общая работа — «дружная, заядлая, звонкая, с разноголосицей пил и топоров, с отчаянным уханьем поваленных лесин, отзывающимся в душе восторженной тревогой с обязательным подшучиванием друг с другом…» Старуха думает о каждом из своих детей, понимает, какими разными они стали, сокрушается, что нет среди них самой непохожей на сестер Танчоры.

«Уходя, Анна вспоминает своих детей в те моменты, когда те выразили в себе все лучшее: молодой Илья очень серьезно, с верой принимает материнское благословение перед уходом на фронт; Варвара, выросшая такой плаксивой, несчастной бабой, видится в раннем детстве роющей ямку в земле просто так посмотреть, а что в ней есть, «отыскивая то, что никто еще в ней не знает», Люся отчаянно, всем существом рвется с уходящего парохода навстречу матери, покидаемому дому; Михаил, ошеломленный рождением своего первенца, вдруг пронзается пониманием неразрываемой цепи поколений, в которой он накинул «новое кольцо»». Смерти старуха не боится, хочет лишь, чтобы дети, раз уж собрались, проводили и схоронили ее. А у детей свои заботы. Проведав мать, они разъезжаются и расходятся по своим домам. Ночью старуха умерла.

«Старуха много раз думала о смерти и знала ее как себя. За последние годы они стали подружками, старуха часто разговаривала с ней, а смерть, пристроившись где-нибудь в сторонке, слушала ее рассудительный шепот и понимающе вздыхала. Они договорились, что старуха отойдет ночью, сначала уснет, как все люди, чтобы не пугать смерть открытыми глазами, потом та тихонько прижмется, снимет с нее короткий мирской сон и даст ей вечный покой». Так все оно и выходит.

Режиссер спектакля Владимир Симоновский накануне премьеры в 1977 году дал интервью: «Нас заинтересовал в повести, в первую очередь, емкий, удивительный, реалистический язык. В небольшой повести сочетается так много: философское, трагическое, комическое (вплоть до буффонады), поэтическое… Основным моментом сценического решения явилась роль автора, которую исполняют не один, а трое. У каждого из них свой жизненный пласт, почерпнутый в повести Распутина, у одного — философский, у другого — сюжетно-бытовой, у третьего — поэтический, связанный с воспоминанием, природой…».

Валентин Григорьевич приезжал на премьеру в Омск и дал интервью местной газете: «Моя задача, как писателя, — воспитывать человеческие чувства. Думаю, что в этом отношении спектакль «Последний срок» в вашем театре совпадает с моими намерениями. Спектакль мне нравится — и по актерам, и по режиссуре, и по оформлению. Я не драматург, не слишком разбираюсь в театре, но чувствую, что на сцене важна убедительность, естественность поведения людей. Это есть в вашем спектакле…»

Главную роль, старуху Анну сыграла заслуженная артистка РСФСР Елена Псарева. Сыграла столь убедительно, что зрители долго не верили, что она актриса и, как вспоминают работники театра, присылали письма просто «Анне». Она сыграла очень много ролей в Омском Академическом театре драмы, в котором служила с 1952 года, и получила через двадцать лет после этого спектакля (по совокупности) национальную театральную премию «Золотая маска» (1997) в номинации «Честь и достоинство российской сцены» (1997).

Режиссеры: Владимир Симоновский, Надежда Марусалова (Иваненкова)
В ролях: Елена Псарева, Николай Бабенко, Елизавета Романенко, Юрий Музыченко, Вера Канунникова, Любовь Трандина, Элеонора Кремель, Надежда Надеждина (II), Валерий Алексеев и другие

Смотрите также

Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна