Татуированная роза
В. Вульф вместе с А. Дорошевичем перевели на русский язык «Татуированную розу» Т. Уильямса, а эксцентрик Р. Виктюк поставил ее на сцене (помогали режиссеру О. Рослякова и Н. Кольцова).
Этого американского драматурга у нас знают во многом именно благодаря Вульфу. Он автор спектаклей «Кошка на раскаленной крыше», «Сладкоголосая птицы юности», «В баре токийского отеля», «Царствия земного», «Не о соловьях».
Премьеру виктюковской «Татуированной розы» сыграли во МХАТе 30 января 1982 года, а за пять лет до Виктюка, в 1977-м, пьесу ставил Л. Додин в МДТ. В Москве в главной роли была И. Мирошниченко, которая, в свою очередь, спектакль позднее восстановила. Виктюк потом делился в интервью, что «Ира восстановила во МХАТе мою «Татуированную розу» и написала, что она режиссер. Я даже вздрогнул». К слову, сам драматург изначально писал «Татуированную розу» для Анны Маньяни. Хотя в театральной инсценировке итальянка участвовать не стала, в экранизации пьесы в 1955-м снялась именно она.
Уильямс рассказал историю из разряда будничных, но усилил ее итальянским темпераментом своих героев. Серафина делла Роза теряет мужа, темпераментного сицилийца с татуированной розой на груди. С этой самой розой у импульсивной итальянки еще при супруге выстроилась целая цепочка символических предзнаменований, словом, для нее она знак причастности к усопшему. Но однажды Серафина обнаруживает в своем доме водителя Альваро, в фигуре которого находит едва ли не посмертную инкарнацию мужа.
Сценографию спектакля создал Сергей Бархин. Мирошниченко вспоминала, как появлялось сценическое пространство: «Дело было еще на Тверском бульваре. Экспериментальная постановка — «Татуированная роза». Денег — ноль. Ставит Роман Виктюк. Посмотрел Сергей на это дело и сказал: «Давайте, я из подручных материалов соберу эту «Татуированную розу». Будем делать спектакль из того, что есть». Он тогда придумал удивительный ход: тряпку положили от начала моей комнаты до конца сцены, и там, в конце, она как бы переходила в другую плоскость. Эта тряпка была сшита какими-то буграми. Потом, мне кажется, даже вошли в моду такие юбки — внизу одна ткань, а вверху, складками — другая. Эти бугры нашивали вручную. Как сейчас помню, шили в цехах на четвертом этаже, прямо на полу».
Виктюк пишет мир одиноких людей не акварелью, а маслом. За всеми внешними жестами прорывается поиск героями опоры в мире.