Карлсон вернулся
«Коляда-театр», известный всей стране своими далеко не традиционными прочтениями классических текстов и пользующийся широкой популярностью среди взрослой и молодежной продвинутой аудитории, не оставляет без внимания и детей. И спектакль «Карлсон вернулся» — тому живое доказательство.
Маленькая сцена в крошечном зрительном зале на час превращается в островок непосредственной детской игры и обязательного непослушания. Но сначала маленьких девчонок и мальчишек двое развеселых скоморохов пытаются погрузить в театральный мир — заставить детей на время забыть о том, что они живут в XXI веке, и подарить им новую, такую манящую, но непривычную реальность. Ребятня весело отгадывает загадки, вспоминает стишки, продолжает песенки, пока не замечает, что скоморохов уже нет, а на сцене — грустный маленький мальчик. Малыш.
В истории, рассказанной «Коляда-театром» мы не узнаем о том, как Малыш познакомился с Карлсоном и какие трудности пришлось пережить, доказывая своим родным, что Карлсон настоящий. В комнату, заполненную привычным «детским» беспорядком, мы попадаем в том момент, когда Малыш, вернувшийся от своей бабушки, грустит от того, что Карлсон где-то задерживается. А прилетит ли он? Ведь они не виделись целый месяц! А может быть, страшно сказать, Карлсона и вовсе нет?..
Но, конечно же, он есть! Малыш совершенно уверен, что в его родном Стокгольме в лучшем в мире домике на крыше живет лучший в мире Карлсон. Вот он — по-прежнему красивый, по-прежнему в меру упитанный, и по-прежнему в самом расцвете сил! Актер Сергей Федоров наделяет своего Карлсона всем имеющимся в наличии обаянием, а его — ой, как не мало. Здесь и смешные ужимки, и прыжки, и кувыркания, и бесконечные розыгрыши, — разве нужно что-либо еще? И Малыш (Ксения Капарулина) становится самым счастливым ребенком на свете.
И вот уже самозабвенно двое неразлучных друзей наводят настоящий порядок в комнате, заваленной мягкими игрушками, спасают Красную шапочку, вспарывая брюхо пылесосному волку, и вдоволь низводят домомучительницу.
Впрочем, последнюю — в сочном исполнении Сергея Колесова — и низводить-то не слишком хочется. Стильная, стремящаяся к элегантности дама, что предстает глазам зрителей «Коляда-театра», весьма далека от привычного для нас образа, созданного голосом Фаины Раневской и мультипликационной картинкой. Да, она спесива и несколько высокомерна, но как же она женственна! Как поет, с каким манерным изяществом примеряет шляпки и украшения, а какие печеньки печет!..
Печеньки, кстати, достанутся и маленьким зрителям — так Карлсон на пару с Малышом подкупят свидетелей своих шалостей. Некоторые, правда, останутся неподкупны и будут настойчиво предупреждать Фрекен Бок о всех грозящих ей «низведениях», но, увы, домомучительница останется глуха к увещеваниям.
Актеры проведут детей по всем перипетиям жизни Малыша и его друга. Причем значительная доза интерактива, на основе которого замесил свой спектакль Николай Коляда, сделают эту знакомую всем историю Астрид Линдгрен еще более увлекательной. Ведь мальчишек и девчонок не только накормят вкуснейшей выпечкой, изготовленной очаровательной Фрекен Бок, но еще у них будут спрашивать совета, всячески вовлекать в свои игры, а затем еще и подключат к финальной уборке комнаты Малыша.
Таким образом, за тот театральный час, что будет длиться знакомство пришедших на спектакль с озорным и чудаковатым Карлсоном, для детей Екатеринбурга пролетит много-много часов, если не дней, наполненных игрой, весельем и непременными приключениями. И потому-то в финале, когда Карлсон вновь покинет Малыша и улетит в свой самый лучший домик на самой лучшей крыше, всем станет грустно.
Не только самому Малышу (казалось бы, к чему грустить, если ты знаешь, что Карлсон всегда возвращается!). Не только расчувствовавшейся Фрекен Бок, которая так и не поверила в чудо с пропеллером, но по-своему привязалась к этому маленькому озорнику, что дружит с «подведомственным» ей ребенком. Не только детям, которые, несмотря на свой такой маленький возраст, поймут, что на сегодня театральная сказка подходит к концу. Не только им, но и мамам и папам, что привели своих чад на воскресный спектакль. И родителям, возможно, будет грустнее всего. Ведь финальные слова Малыша и домомучительницы будут совсем не «Прощай, Карлсон!», но куда более жестокие — «Прощай, детство!». Ведь настоящее имя это красивого в меру упитанного мужчины в самом расцвете лет именно такое — «Детство», а кто как не родители знают самую страшную на свете тайну о том, что, когда человечек с пропеллером, обладающий таким именем, улетает, — он уже никогда не вернется…
Такой вот грустный, почти философский, финал оказался у спектакля, что начинался как беззаботный и радостный праздник непослушания.