16+

Визит

Драма
2012
163 мин
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части

Премьера спектакля по пьесе Фридриха Дюрренматта, написанной им в 1956 году и переведенной на русский язык два года спустя как «Визит старой дамы», состоялась в Нижегородском ТЮЗе 23 марта 2013 года. Название спектакля, словно отзываясь на настроение эпохи, стало коротким и жестким — «Визит».

Когда-то сам Фридрих Дюрренматт утверждал, что наиболее удачная форма для освещения конфликтов современности есть трагикомедия. Гротескные преувеличения, балаганные шутки и неожиданные парадоксы присущи трагикомедии, они разрешают, по его мнению, изобразить не только настоящую природу мира и человека, но и показать механизмы несправедливости. «Гротеск — одна из широких возможностей быть точным», — говорил он. Не случайно его наилучшая пьеса «Визит старой дамы» написана именно в таком жанре.

Режиссер спектакля Виктор Шрайман точно чувствует гротескность ситуации в пьесе и дает ей развернуться на сцене последовательно, почти повествовательно, добивается согласованности в важных компонентах спектакля. Сам город оказывается не фоном, не контекстом, а некой, поначалу бесформенной, но вполне реагирующей на происходящее сущностью — расползающейся и неопрятной, но пригодной к состраданию. По мере развития событий город-сущность обретает форму, меняет ветхое тряпье на отглаженный костюм и вполне трезво и осознанно выполняет предложенные старой дамой условия: меняет жизнь горожанина — ее бывшего любовника —на инвестиции в городе, обмен-убийство с сознанием выполняемого долга берут на себя его недавние друзья и соседи. Прекрасно и слаженно работает актерский ансамбль на сцене — явление нечастое в наше время.

В сценографии Владимира Ширина при минимуме постановочных средств пространство сцены «дышит» отблесками заштатного, умирающего городка. Зато пара простых механизмов находится в постоянном движении — мускулатура тоже работает. В итоге вполне ощутимыми, понятными, особенно во втором действии, становятся для зрителей невероятные события в маленьком европейском городке. Кто-то из его жителей поначалу бросается спасать Илла, сочувствуют ему, да сдаются в конце концов все.

Все предают рядового горожанина и гражданина Альфреда Илла. Превращение горожан в фалангу злобных и агрессивных обывателей, явно и отчетливо прочерченное в спектакле, вносит в него жесткую драматическую ноту, перечеркивая многие смешные дюрренматтовские акценты. «Переоформление» горожан в агрессивную стаю происходит по знакомой фашистской методике. Но для сидящих в зале сегодня куда страшнее не Молох тоталитаризма, а Молох всепобеждающего культа денег. От последнего не укрыться и не вылечиться.

Действие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в., куда приезжает миллиардерша Клара Цаханассьян, урожденная Вешер. Обитатели нынешнего, весьма обветшавшего Гюллена возлагают большие надежды на приезд Клары и на то, что, расчувствовавшись, она пожертвует деньги на содержание города и его жителей. Будить в гостье тоску по былым временам горожане поручают шестидесятилетнему бакалейщику Иллу, с которым у Клары в юности был роман. И Клара соглашается. Они с Иллом обходят места, где некогда бурлила их страсть: Петеров сарай, Конрадов лес, где они целовались и любили друг друга… Илл мечтает о возврате давно минувших дней и просит Клару помочь родному городу материально, что она и обещает сделать.

На праздничном обеде, устроенном бургомистром, Клара объявляет, что подарит Гюллену миллиард: пятьсот миллионов городу и пятьсот миллионов разделит поровну между всеми жителями, но при одном условии — при условии свершения правосудия. Город получит миллиард, если кто-нибудь убьёт Илла. Бургомистр с достоинством от лица всех горожан заявляет, что жители Гюллена  христиане и во имя гуманизма отвергают её предложение. Лучше быть нищими, чем палачами. Клара готова подождать. А пока город развлекается чередой ее свадеб и разводов, по поводу которых устраиваются широкие пиры.

Однажды Клара признается, что до сих пор любит Илла, но эта любовь, как и она сама, превратилась в окаменевшее чудовище. Она собирается отвезти его тело на берег Средиземного моря, в свое имение, и поместить в мавзолей. Тем же вечером, после общего собрания, мужчины убивают Илла, уверяя, что делают это лишь во имя торжества справедливости, а не из корысти. Клара выписывает бургомистру чек и под восхищённо-хвалебные возгласы горожан покидает Гюллен, где уже вовсю дымят трубы завода, строятся новые дома, повсюду кипит жизнь.

Режиссер: Виктор Шрайман
В ролях: Ираида Троицкая, Артём Потапов, Александр Айрапетов, Вячеслав Шаповалов, Александр Шмелёв, Владимир Берегов, Диана Шрайман, Анна Сильчук, Никита Чеботарёв, Леонид Ремнёв, Евгений Калабанов, Анатолий Чухнов и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна