Циники
Роман Анатолия Мариенгофа «Циники» — незаслуженно забытый шедевр, написанный в 1928 году и впервые опубликованный в России лишь в 1988. В предисловии к одной из зарубежных публикаций Иосиф Бродский назвал его «одним из самых новаторских произведений в русской литературе XX века, как по своему стилю, так и по структуре».
Неудивительно, что в последнее десятилетие театр, постоянно испытывающий голод по хорошей литературе, с жадностью принялся инсценировать этот изящный и пронзительный документ эпохи, написанный близким другом Сергея Есенина, поэтом-имажинистом Анатолием Мариенгофом. Лидер Воронежского камерного театра Михаил Бычков, поставивший циников в 2011 году, не стал исключением.
В центре произведения — история двух молодых людей, Владимира и Ольги, отношения которых развиваются на фоне перемен происходящих в истории России, в миг перешагнувшей от царского режима — к военному коммунизму и НЭПу. Ранимые, впечатлительные, любители театральных страстей и удушливой декадентской красоты, герои сталкиваются с грубой правдой и учатся жить в кошмаре, не обращая на него внимания.
Красавица Ольга, в начале романа с радостью принимающая от возлюбленного букет цветов, посмеивается над тем, что все другие мужчины, высунув язык, закупают муку и пшено и дарят их своим возлюбленным. Героиня не чувствует надвигающейся опасности, ее больше беспокоит, что может пропасть французская помада.
Влюбленный интеллигентный юноша Владимир сгорает от страсти и рыдает в подушку по ночам. Он делает Ольге предложение, становится ее мужем, но вместо счастливой семейной жизни получает пожизненную муку. Владимир вынужден следовать за постоянно ускользающей от него женщиной, готовой изменить ему за коробку дореволюционных конфет «пьяная вишня» и с большевиком, и с омерзительным НЭПманом. Бледный рыцарь, свыкшийся со своей долей, постепенно учится без зазрений совести пить на деньги любовника жены, использовать горничную и жить зажмурившись.
Спектакль Михаила Бычкова — авторская версия произведения Мариенгофа, выполненная с уважением к первоисточнику. Своих героев режиссер поселяет в душный и скучный мир читального зала, с однообразными деревянными столами и низкими лампами. Серые корешки книг на полках — это библиотека, на которую Владимир выбивает охранную грамоту, серые снующие по сцене люди, названные режиссером «граждане» — это обыватели, с радостью, обрывающие лампы, наступающие на столы. Это те самые, которые согласно сводкам голодают, болеют, сходят с ума и поедают друг друга в трагический исторический период российской истории.
Противопоставленные серой массе центральные герои сыграны ведущими актерами Воронежского камерного театра Еленой Лукиных (актриса театра с 1998 года) и Вадимом Кривошеевым (с 2007 года участвует в спектаклях театра, режиссер постановок «Я буду жить» Данилы Привалова, «Сто пудов любви» Вадима Леванова, «Легкий способ бросить курить» Михаила Дурненкова).
Первые сцены спектакля разыгрывают как «на театре». Под веселую мелодию демонстративно обмениваются репликами и кланяются зрителям после каждой сцены.
В схватке с реальностью они постоянно проигрывают. Ретро-танго дуэта то и дело прерывается жестким ритмом музыки революции. Нешуточные страсти, царящие в жизни героев, разгораются в условном мире, где букет цветов — это свернутая фунтиком бумага, а чай — бумага скомканная.
Условность сменяется реальностью во втором акте, когда на сцене появляется главный игрок — циничный НЭПман Докучаев, страшно сыгранный Юрием Овчинниковым (заслуженный артист РФ входит в труппу Воронежского камерного театра с 2008 года). Официант сервирует стол, на котором вдруг возникают черная икра, шампанское и хрустящий хлеб. Обряд инициации, приобщение к миру победившего хама происходит во время общей трапезы — Владимир напивается, Докучаев смачно ест, а Ольга приносит себя в жертву — продается за 15 тысяч долларов.
Перепрыгивая с цветка на цветок, постепенно героиня утрачивает способность радоваться. Брат Владимира — ярый большевик Сергей (Андрей Новиков — актер Воронежского камерного театра с 2006 года) — остается Ольгиным любовником, Докучаев купает ее в роскоши, а когда первый доносит на второго, героиня безучастно поглощает любимые конфеты.
В дальнейшем, выгнанный из партии любовник интересует ее так же мало, как письма из лагеря от бывшего благодетеля. Лишившись необходимой финансовой поддержки, неунывающая декадентка находит выход — кончает жизнь самоубийством. На смертном одре она продолжает жевать любимый шоколад и оплакивать дореволюционную помаду для губ. После ее смерти сцену вновь заполняет серая толпа, хмуро поглядывающая на зрителя.
Спектакль Бычкова — многосложен и неоднозначен, тем не менее, центральная идея в нем прослеживается без труда. Режиссер с печалью рассуждает об уничтожении красоты и культуры, но при этом, на примере Владимира, не забывает мягко напомнить зрителю о слабости и беззаботности интеллигенции, которая оказывается в неловком положении, прежде всего из-за своей инертности, слабости и эскапизма.