Кресло
Этим спектаклем 1 марта 1987-го года официально открылся театр-студия на улице Чаплыгина, до того существовавший на полулегальном положении и на энтузиазме Табакова и его студийцев. В основе спектакля — популярная повесть Юрия Полякова «ЧП районного масштаба». Через год после премьеры в «Табакерке» появилась и киноверсия повести — фильм Сергея Снежкина. На дворе была Перестройка, и разоблачительные сюжеты из жизни партийно-комсомольской элиты имели большой успех.
«Кресло» поставил в своем театре сам Олег Табаков, а помогал ему начинающий режиссер Александр Марин. Спектакль публицистический, все в нем построено на диалогах и внутренних монологах главного героя. Но «литературным монтажом» «Кресло» отнюдь не назовешь. Сцены реалистического толка остроумно перемежаются сюрреалистическими эпизодами фантазий, снов главного героя — первого секретаря райкома Комсомола. Жизнь его протекает в основном в кабинетах, и однообразие этой чреды лаконично и емко воплощено в центрующей детали нехитрых декораций: вьется через сцену бесконечный полированный стол, составленный из множества полукруглых кабинетных столов. Художник Александр Боровский также задрапировал задник безликим занавесом в сборку — типичным для одинаковых интерьеров советских госучреждений. Вообще же никаких объемных конструкций на сцене нет. Исторический момент, да и жанр сопротивлялся традиционной театральности. Важнее в «Кресле» эффект «крупного плана», максимальной сосредоточенности на человеке. В «Табакерке» такой подход, вообще, не редкость. Во-первых, между сценой и залом нет никакого зазора — актеры и зрители сосуществуют буквально глаза в глаза. Во-вторых, актеры там таковы, что им по силам держать неотрывное внимание зала на себе, «подпорки» в виде самодовлеющих декораций им не нужны.
Молодого райкомовца Николая Шумилина сыграл Михаил Хомяков, обладатель той самой «фотогеничной» внешности, какой восхищается персонаж «ЧП», паркетный газетчик. Дальше в судьбе актера возникали по большей части характерные роли, потому работа в спектакле «Кресло» с позиций сегодняшнего дня видится этапной. Его героя мы застаем в трудный момент: карьера под угрозой. Пока он безмятежно проводил отпуск на морском берегу, какие-то хулиганы забрались ночью в райком, учинили там дебош, унесли наградной кубок. ЧП районного масштаба грозит перерасти в большой скандал. Как всегда, большие неприятности случаются не вовремя: Шумилин на пороге повышения, и инцидент с хамским проникновением в его кабинет может перекрыть молодому карьеристу дорогу в горком. На его же место уже нацелился 24-хлетний коллега Чесноков — еще более циничный юноша с блестящими задатками аппаратчика. Чеснокова сыграл Игорь Нефедов, замечательный актер из первой плеяды «табакерцев». В 1993-м жизнь Нефедова трагически оборвалась. Нынешняя телеверсия спектакля «Кресло» — редкая и счастливая возможность увидеть Нефедова на театральной сцене (актер был достаточно востребован в кино, снялся в «Пяти вечерах» Никиты Михалкова, в «Охоте на лис» Вадима Абдрашитова).
«Комсомольскую богиню» Комиссарову сыграла в спектакле Надежда Тимохина. В ее героине нашли воплощение многие типические черты идейных фанатичек. В начале спектакля она предстает невинной дурочкой в розовом костюме, с девичьим хвостиком и челкой, а ближе к финалу становится ясно, что она — несчастное и потому жестокое, глухое к чувствам других людей существо, и пресловутое ЧП произошло по ее вине. Когда-то по ее вине не приняли школьника в комсомол. Комиссаровой почудилось, что тот «не готов». Парень обиделся, ожесточился и однажды решил отомстить всему райкому именно таким диким способом — забрался в окно, разгромил обстановку, распил со случайной подругой портвейн из наградных райкомовских кубков…
В спектакле заняты и другие актрисы «Табакерки» — например, нынешняя прима театра Марина Зудина. Она сыграла возлюбленную Шумилина, молодую докторшу Таню. Их роман — крайне нежелательный пункт в биографии чиновника от комсомола. Ведь у него есть законная жена Галина (Галина Чурилова) и дочка Лиза. Но семейная лодка давно дала течь, а чувство к Тане — единственная отрада Шумилина. В одной сцене появляется актриса «Современника» Алла Покровская, она сыграла мать Шумилина. По иронии судьбы, она тоже когда-то работала в райкоме, но однажды резко ушла с партийной работы — почувствовала фальшь и конъюнктуру там, куда сама пришла по зову совести. Она хочет, чтобы сын скорее распрощался с Комсомолом и вернулся в педагогику (именно из пединститута его и призвали на службу в райком). Шумилин — герой на перепутье, его терзают противоречия. В спектакле Олега Табакова его внутренние демоны и метания визуализированы по средствам пластических вставок, в которых вдруг оживают бывшие обитатели его кабинета (райком расположен в купеческом особняке 19-го века), его прошлого. Они тянутся к нему и приобретают обличья начальников и подчиненных. Эти видения похожи на фантазии Гойи «Капричос». Такими в перестроечные годы представали в произведениях искусства служители Системы.