Женитьба Белугина
Эта пьеса — одна из самых репертуарных пеьс русского театра — в первый год постановки (1878) шла на сцене семидесяти провинциальных теаров. Главный интерес у зрителей вызывал любовный треугольник, задуманный по сюжету, как основа драматической интриги. Интерес к этой пьесе то возникал, то утихал, но ее все равно играли и, главное, смотрели.
А ведь пьеса могла и не состояться. Ее написал Николай Соловьев, и называлась она «Кто ожидал?», была достаточно прямолинейной, и больше напоминала современный комикс, чем драматическое произведение. Пьеса не получила одобрения театрально-литературной комиссии и не была рекомендована к театральным постановкам. Но автору совершенно безвозмездно, собственно как и многим другим молодым авторам, помог уже оставшийся в то время драматург Александр Островский. В соавторстве в разное время они написали: «Счастливый день», «Дикарку», «Светит, да не греет». Мы не будем разбираться, что именно Островский добавил, что убрал, где изменил сюжет, но «Женитьба Белугина» превратилась в стремительную, увлекательную комедию, которая была крайне популярна. Да, несомненно, это комедия, разве можно относиться без смеха к двум влюбленным, которые хотят составить свое счастье за спиной Алексея Белугина, сынка известного и очень богатого заводчика. Он без памяти влюбился в капризную, избалованную красавицу Елену, она же соглашается на неравный брак из-за денег, но ее больше манит возможность свободы от супружеских уз и счастья с возлюбленным.
Но какая же это комедия? Только послушайте, что говорит Белугин своей жене: «Вы уезжайте скорей, скорей, говорю вам!.. Потому я еще люблю вас, с собою не совладаю и могу быть страшен. Я убью вас, его — ко мне уж давно к горлу подступает и грудь давит! Я дом зажгу и сам в огонь брошусь!.. Ради бога, пожалейте вы меня и себя… Собирайтесь — и бог с вами! Прощайте!» Это уже Шекспир. На подобных нюансах и построена вся пьеса.
Первое ее исполнение прошло в Александринском театре в бенифис Марии Савиной, актрисы, которая много играла в пьесах Островского и была им любима. Прима театра, что еще скажешь. Ее партнером был несравненный Николай Сазонов. Говорят, что именно с учетом его способностей Островский и переделывал роль Алексей Булыгина. О театральном дуэте Савина — Сазонов написана книга «Пять рассказов о знаменитых актерах» (автор А. Альтшуллер).
Режиссер спектакля «Женитьба Белугина» — Иван Бобылев. С 1969 по 1972 год он был главным режиссером Московского театра им. Станиславского, потом уехал в Пермь, где благополучно до 2004 года руководил Пермским государственным драматическим театром и ставил в нем замечательные спектакли. Его называют экспрессивным, парадоксальным режиссером. А друзья и коллеги говорят о нем еще проще: обыкновенный гений.
Небольшой фрагмент из интервью с народным артистом СССР, Иваном Тимофеевичем Бобылевым: «Да, я каждое лето отправляюсь на сплав по самым бурным пермским рекам. Живу месяц в тайге, варю кашу в котелке, ночую в спальном мешке на открытом воздухе. Испытываю полное счастье. Я никогда не задумывался даже, сколько мне лет. Я просто выполнял всегда то, что требовала жизнь, и старался выполнять хорошо. Ну и утром я уже давно, лет 50, делаю зарядку».
В 2013 году Иван Тимофеевич получил премию «Золотая маска» за вклад в развитие театрального искусства России.
Так что «Женитьба Белугина» — это тоже вклад.
Мне кажется, что спектакль получился печальный по определению, если не сказать трагичный (есть же такой жанр трагикомедия), потому что там играет главную роль Василий Бочкарев. Актер уже много лет служит в Малом театре. Один из критиков лет десять назад написал о Василии Ивановиче: «Он уникальный, эксклюзивный, раритетный человек и актер. Его уникальное амплуа носит имя собственное: «Василий Бочкарев»». Несмотря на весь пафос этих слов, я не могу не согласиться. Зритель попадает под обаяние этого актера с первый секунды его появления на сцене, что бы он на ней не делал. Его хэмингуэевское внутреннее настроение, абсолютно обезоруживает своей искренностью, таланту этого человека сопротивляться невозможно. Вполне вероятно, что опытный, мудрый режиссер Иван Бобылев и выбрал поэтому Бочкарева на роль Алексея Белугина. Да, прекрасная Елена имела в мыслях обмануть своего жениха, но она не смогла обмануть мужа, она не смогла не увидеть его прекрасную душу, не оценить его любовь и щедрость натуры, она не смогла устоять перед его обаянием.