Twорандот
Премьера «Twорандот» Челябинского государственного молодёжного театра (до 2011 года — Челябинского государственного театра юного зрителя) состоялась 30 октября 2008 года. Англо-русское название спектакля обусловлено авторской трактовкой известного театрального произведения режиссёром-постановщиком Владимиром Ореновым, прежде всего известным в театральном мире как журналист, критик, заместитель главного редактора журнала «Театральная жизнь».
Прекрасная театроведческая школа (В. Оренов окончил театроведческий факультет ГИТИСа им. А.В. Луначарского, руководителем его курса был легендарный заведующий литературной частью Московского Художественного театра П.А. Марков), огромный опыт осмысления режиссёрского театра — пятнадцать лет В. Оренов работал старшим консультантом по театрам Дальнего Востока ВТО СССР (ныне — СТД РФ), успешная карьера театрального критика — автора многих статей по вопросам театра, опубликованных в российской и зарубежной прессе, плодотворная практика служения в различных театрах Москвы и России в качестве заведующего литературной частью, успешный навык создания нескольких десятков авторских телевизионных программ, в том числе и о театре, позволили В. Оренову накопить достаточный театральный багаж для реализации собственных сценических идей и проектов, среди которых, несомненно, и удачное сотрудничество с Челябинским ТЮЗом.
«Тwорандот» в версии В. Оренова не сказка, действие происходит не в восточном царстве, а в «свободном от жестких реалий пространстве». По словам главного режиссера, в декорациях от Китая, о котором сам Гоцци знал не очень много, остались только московская гостиница «Пекин» и памятник Маяковскому, стоящий перед ней. Каждое из двух действий спектакля играется в разных жанрах: трагедия и буффонада, комический гротеск. В середине спектакля полностью меняется состав актеров, а ведущие персонажи удваиваются: две Тwорандот, два китайских императора, два принца, два воспитателя. На сцене происходит встреча и смена поколений. По сути, зрители видят две «Тwорандот»: в исполнении зрелых и молодых, начинающих актеров. На сцене одновременно идут как бы два спектакля: один — с народной артисткой Ольгой Теляковой, другой — с молоденькой Верой Бугровой. При этом они проговаривают один и тот же текст.
Сценическая пластика спектакля ставилась двумя талантливыми хореографами: Василием Лукьяненко — трагедийная часть спектакля, и Марией Грейф — пространство комедии. Трагикомический смысл сценического действия подчеркивается и декорациями, автором которых стал московский художник Владимир Колтунов, уже не первый раз работавший с Владимиром Ореновым. («Возмутитель спокойствия», «Самолет Ивана Чонкина»).
Повесть поэта XII века Низами о кровожадной китайской принцессе Турандот наиболее известна в сценической обработке венецианского писателя Карло Гоцци (1720 — 1806) и им же названа «сказкой». Восточный сюжет о разгадывании загадок капризной и строптивой принцессы, которая просто забавляется тем, что посылает на казнь незадачливых женихов, у Гоцци превращается в трагедию, сыгранную в традициях комедии дель арте. В России «Турандот» имела замечательный успех в постановке Евгения Вахтангова 1922 года: в голодной и нищей Москве молодые, красивые, яркие, талантливые артисты в бальных платьях и фраках весело и иронично радовались новому способу существования на сцене и передавали оптимизм в реальную жизнь. Она прекрасна, несмотря ни на что.
Дочь китайского императора, прекрасная и умная Турандот уже отвергла несколько женихов. Они заплатили жизнью за то, что не смогли отгадать ее три загадки. Тайно прибывший в Пекин ногайский принц Калаф отваживается искать руки принцессы и отгадывает все ее загадки. Но Турандот, усматривая в победе Калафа оскорбление своему уму, не желает выходить замуж. Благородный и великодушный принц предлагает ей испытание: до следующего утра она должна узнать его настоящее имя и происхождение. Турандот чувствует, что ее неприязнь к чужестранцу исчезает, уступая место зарождающейся любви. Всеми средствами она пытается узнать тайну Калафа, пока ее служанка не сообщает ей, кто этот незнакомец. Наутро в траурном одеянии появляется Турандот перед двором и объявляет, что тайну незнакомца она открыть не может и что она побеждена. Калаф счастлив. Вдруг принцесса называет его настоящее имя. Калаф поражен и хочет умереть, но Турандот признается ему в любви.