Король Матиуш Первый
«Спектакль «Король Матиуш Первый» на сцене Центрального детского театра (ныне РАМТ) был дипломной работой начинающего режиссера Петра Фоменко. Постановка стала настоящим явлением в театральной жизни Москвы. Скоро слухи о спектакле добрались до Ленинграда.
«Когда мы были студентами в Ленинграде, до нас донеслись слухи о московском спектакле «Король Матиуш», и мы сразу запомнили Фоменко», — вспоминала режиссер и художественный руководитель МТЮЗа Генриетта Яновская.
«Король Матиуш Первый» был поставлен по одноименной сказке Януша Корчака, принесшей ему мировую известность. Вообще это дилогия о мальчике-короле, мечтавшем сделать всех детей хотя бы своего королевства счастливыми, но Петр Фоменко для постановки выбрал лишь первую часть.
Итак, после внезапной смерти короля на троне оказывается его маленький сын — король Матиуш, однако истинными правителями остаются не самые лучшие и честные на свете министры. К тому же они не слишком довольны тем, что над ними — король-ребенок. По собственной прихоти в день вступления Матиуша на престол они развязывают войну с соседним королевством. А Матиуш, которому лучший друг Фелек открывает глаза на истинную сущность кабинета министров, бежит с ним из дворца на фронт, где под вымышленным именем становится «сыном полка» и на себе испытывает ужасы войны и тяготы солдатской службы. Конечно, в результате все тайное становится явным, но к этому моменту Матиуш — уже юный герой, награжденный высшей военной наградой. Войска охватывает воодушевление, и война заканчивается полным разгромом неприятеля.
По возвращении на трон Матиуш уже не маленький ребенок, а ребенок решительный и куда более уверенный в собственных силах. И вот он берет власть в свои руки. Правда, опыта в управлении государством у него не прибавилось — юный король совершает ошибку за ошибкой.
Пытаясь исправить ситуацию, он решает, что если он не в силах управлять взрослыми, то в состоянии как минимум сделать счастливыми детей. Устроить окружающий его мир так, чтобы все дети в нем были счастливы. С этой целью он и устраивает детский парламент, работа которого происками министров да горячечной неопытностью лучшего друга приводит к катастрофе. Матиуша свергают, судят как государственного преступника и приговаривают к ссылке на необитаемый остров.
В спектакле Петра Фоменко с детьми не играли в поддавки и идиллический мир. С самого начала спектакля их не вводили в радостный сказочный мир, но на фоне огромного портрета Януша Корчака рассказывали о его трагической судьбе и судьбе его маленьких подопечных. А дальше в строгих геометрических декорациях разыгрывалась печальная история.
Пожалуй, было бы натяжкой пытаться отыскать в этой ранней режиссерской работе «приметы» будущего великого режиссера или находить сходства между этим детским спектаклем и, к примеру, «Одной абсолютно счастливой деревней». «Король Матиуш» довольно традиционен, однако и в нем уже проступает стремление Фоменко к «вкусной» театральности и отсутствию скидок на возраст зрителя.
Да, визуально это обычный детский спектакль с яркими костюмами, утрированно сказочным гримом и закрученными приключениями. Но нет в нем той самой «тюзятины», которой часто грешили в советском театре и от которой не всегда умеют избавляться и сегодня.
Конечно, согласно традиции, маленького короля играет актриса-травести, но об этом не то чтобы забываешь, а принимаешь как театральную условность уже на пятой минуте спектакля. Нина Антонова, сменившая в телеверсии многолетнюю исполнительницу этой роли Маргариту Куприянову, похожа на всех наших юных киногероев, что бились за справедливость. В ее внешности, взгляде, голосе соединились Алиса из «Гостьи из будущего» и Электроник. Этот ребенок среди гротескных декораций и чопорных взрослых министров правдиво и серьезно относился к своим королевским обязанностям. А в глазах была затаенная мудрость всех рано повзрослевших детей.
«Король Матиуш Первый» — первый из сохранившихся на пленке спектаклей Петра Фоменко. Конечно, всегда интересно и любопытно увидеть эти первые шаги будущего мастера. Но в этом серьезном детском спектакле, обрывающемся так не по-детски печально, привлекает и другое. Сама история, рассказанная очень просто и доступно, так, как мало кому под силу это сделать.