16+

Полковник-птица

Драма
2012
140 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части

Спектакль по пьесе известного болгарского драматурга Христо Бойчева «Полковник-птица» поставил Сергей Бобровский — главный режиссёр Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого. Премьера состоялась в апреле 2012-го в присутствии самого автора. Бойчев — чрезвычайно востребованный драматург, его пьесы идут на многих сценах мира, только «Полковник-птица» поставлен в сорока странах. В России за «Полковника» брались и раньше, в Нижнем Новгороде, Красноярске, Магнитогорске, Томске, в московском «Содружестве актеров Таганки». Эта пьеса ни минуты не лежала «в столе», ее счастливая судьба началась в 1997-м, когда она была признана лучшей среди четырехсот пьес-участниц международного конкурса Британского Совета, приз Христо Бойчеву вручал сам Гарольд Пинтер.

«Меня заинтересовало воздействие войны на психику человека, то, как она способна раздавливать людей. А так как война в мире идет постоянно, эта пьеса на века» — говорит Сергей Бобровский о мотивах обращения к пьесе Бойчева. «Полковник-птица» — оригинальная реакция художника на балканские войны 90-х. Она выдержана в духе трагического абсурда — жанре, увы, наиболее подходящем для передачи атмосферы кровавой резни между вчерашними соседями (сюрреализм и циничный, черный юмор в отношении ООН). Действие пьесы разворачивается в стенах заброшенного монастыря в горах, приспособленного под психиатрическую лечебницу. В безумии войны никому нет дела до душевнобольных. В клинике нет ни пищи, ни белья, ни медикаментов, ни… врача. Сами по себе выживают семеро больных. Глухой Хачо по губам телекомментаторов считывает новости (в неисправном телевизоре осталась только картинка). Высоченный Матей воображает себя малюсеньким человечком и боится, что его затопчут. Цыган Давуд зациклился на собственной импотенции и все склоняет единственную в этой компании женщину — бывшую проститутку Пепу — помочь ему справиться с этой бедой. Клептоман Киро тащит все, что под руку попадается, а потом горько раскаивается в содеянном. И только русский Фетисов, хоть и молчит уже несколько лет, не смешон. Просто сидит у окна и мрачно смотрит вдаль. В такую компанию попадает молодой, рефлексирующий доктор — основной рассказчик этой истории. Ему предстоит не столько лечить, сколько наблюдать за жизнью и действиями подопечных, чтобы постепенно прийти к выводу: «норма» и «болезнь» не так уж далеки друг от друга, особенно когда война переворачивает все с ног на голову.

Новация липецкого постановщика — перенос действия пьесы в 3012-й год. Тем самым подчеркнута печальная универсальность истории о маленьких людях перед лицом войны. Не менее смелый ход предприняли в липецком театре в отношении к единственной женской роли — ее предложили сыграть мужчине, актеру Владимиру Борисову. Таким образом, спектакль получился целиком «мужской». Рецензенты отмечают, сколь виртуозно освоили актеры повадки людей с разными психическими расстройствами — яркие этюды Дмитрия Ключникова (Хачо), Эмина Мамедова (Давуд), Андрея Литвинова (Матей), Александра Скачкова (Киро) не раз по ходу этой драматической истории заставляют зрителей смеяться. А наиболее сложную роль полковника Фетисова сыграл Максим Дмитроченков. «Приглашенный Бобровским из Рязани Максим Дмитроченков, похоже, обжился в труппе, он блестяще сыграл Полковника безумцем, буквально восставшим из мертвецов и увлекшим своих подопечных к сну золотому», — читаем в «Петербургском театральном журнале» за октябрь 2012-го. Его герой принимает командование импровизированной ротой психбольных, когда на монастырь военный самолет по ошибке сбрасывает продовольствие и военную форму для солдат ООН. Автоматически включается в бывшем командире воля к действию: он устанавливает в стенах больницы армейскую дисциплину, налаживает быт. Молодой доктор вынужден констатировать: пациенты заметно оживляются и выправляются, когда получают четкие команды и перспективу. А перспектива в голове полковника такая: двигаться через фронты и границы в Страсбург, в расположение командования миротворческих войск. Он отправил туда послания, прикрепив их к птичьим лапкам, и воспринял как ответ цифры на браслете вокруг лапы одной из птиц, летевших обратно: «01/01». Первого января отряд душевнобольных под руководством полковника Фетисова выступает в свой фантастический поход — чтобы дойти, вопреки логике, до Страсбурга и наткнуться на отказ военных бюрократов включить импровизированную роту в состав миротворческих войск ООН.

Спектакль «Полковник-птица» стал заметным событием в театральной жизни Липецка. По итогам 28-го фестиваля «Липецкие театральные встречи» спектакль Сергея Бобровского был удостоен двух призов: за лучшую режиссуру и за лучшую мужскую роль (Максим Дмитроченков). В своем отчете о фестивале критик Александра Лаврова пишет на страницах «Петербургского театрального журнала»: «Несомненной удачей стала липецкая премьера Сергея Бобровского «Полковник Птица», который поставил пьесу Христо Бойчева».

Режиссер: Сергей Бобровский
В ролях: Эмин Мамедов, Вячеслав Михеев, Владимир Борисов, Андрей Литвинов, Александр Скачков, Максим Дмитроченков, Дмитрий Гусев и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна