Ночи Кабирии
Героиня картины проститутка Кабирия отличается от своих товарок, и те сторонятся ее, считая немного сумасшедшей. Кабирия любит танцевать, она говорлива, грубовата, подвижна. Она не хочет быть проституткой и постоянно копит деньги, чтобы однажды зажить так, как «все»: домик, работа, семья. Кабирия готова любить глубоко и сильно любого мужчину, который будет с ней ласков и внимателен. «Сказочные принцы» обманывают ее и крадут ее скудные сбережения. Но Кабирия не теряет надежды на счастливое будущее.
Есть версия, что Федерико Феллини придумал «Ночи Кабирии» во время съемок своей картины «Мошенничество». Он якобы встретил бедную проститутку по имени Ванда, и та поведала ему свою горькую историю. На основе ее рассказа Феллини и создал «Ночи Кабирии», один из своих самых известных и популярных фильмов.
В середине 50-х неореализм был уже в прошлом. Режиссеры этого направления пошли каждый своим путем, и Феллини не исключение, неореалистического в каждой его новой картине все меньше. Кажется, что сюжет «Ночей Кабирии» идеально вписывается в неореалистическую концепцию, но все же Феллини снимает принципиально отличное кино. Неореализм вписывал героев в реальную среду, маскируясь под документальную съемку. Настоящие улицы с настоящими людьми, а в главных ролях — непрофессионалы, играющие практически самих себя. Феллини уже в «Ночах Кабирии» создает другую среду. Она, как может показаться вначале, тоже правдоподобна, но вскоре становится очевидно, что в показанном мире есть нечто ирреальное, гиперболизированное. Он все больше начинает напоминать сновидение, и этот мотив, едва улавливаемый в «Ночах Кабирии», впоследствии будет усиливаться в фильмах Феллини. Неслучайно режиссер перемещает героиню то на съемочную площадку, то на танцевальную, то на цирковую ярмарку, вводит в кадр женщин со слишком узкой талией и мужчин со слишком широкими улыбками. Это еще не химеры из будущих фильмов, но уже и не обычные городские трущобы из классических картин неореализма. Гиперболизация действительности ведет к еще одному ключевому мотиву Феллини — тотального одиночества человека, разобщения, непонятости в толпе.
Главную героиню сыграла Джульетта Мазина, жена режиссера, и ее Кабирия довольно далека от Джельсомины из «Дороги». Та была юродивая, готовая стерпеть любую причиняемую ей боль деревенская девушка. Кабирия всегда может не только словом, но и делом ответить обидчику. Она не полезет за словом в карман, твердо стоит на земле и точно знает, чего хочет. Объединяет этих героинь только большое сердце, которое «противопоказано» иметь в жестоком мире, и вера в возможность счастья, на которое в феллиниевском мире имеют право далеко не все — уж точно не хорошие и простые люди. За роль Кабирии Джульетта Мазина получила Гран-при на Каннском международном кинофестивале.
Самая известная сцена фильма — финал, где Кабирия, обманутая, подавленная, идет по улице и встречает толпу веселящихся людей, после чего на ее лице сквозь слезы и потекшую тушь проступает странная улыбка. Эта улыбка превратилась для всего мира в символ страсти к жизни — жизни во что бы то ни стало, радости от самой жизни, примирения с действительностью в надежде на счастье, которую не убьют никакие горести.