Реквием. Джузеппе Верди
Реквием (1874) — единственное произведение Верди, пользующееся такой же широкой популярностью, как и его оперы, а также одно из двух сочинений композитора, созданное не в оперном жанре (второе — Четыре духовных пьесы, последний опус Верди, оконченный в 1898 году). Наряду с психологической глубиной и эмоциональным музыкальным языком, Реквиему присущи театральная образность и красочность, сближающие это произведение с лучшими поздними операми композитора.
Скорбь по умершему, гнев, вызванный безжалостным вторжением смерти в жизнь великого человека, любовь и нежность к нему, радость земного существования — эти чувства Верди воплотил искренне, просто и человечно. Реквием несет в себе большое количество черт, характерных именно для опер Верди. С точки зрения слушателя, Реквием представляется драмой ничуть не меньшей, чем, скажем, те драмы, которые развертываются в «Аиде» или «Дон Карлосе».
Этот монументальный 7-частный цикл для четырех солистов, смешанного хора и оркестра был написан в 1871 году. После смерти одного из величайших итальянских композиторов Джакомо Россини в 1868 году, Верди выступил с предложением, адресованным итальянским композиторам: совместно написать Реквием в память об ушедшем великом коллеге. Реквием Верди впервые был исполнен 22 мая 1874 в церкви святого Марка под управлением автора. Уже через несколько дней Реквием был повторен с огромным успехом в Ла Скала, а затем — в Париже, Вене, Санкт-Петербурге и других городах.