«Певец страстей Господних» — эти слова адресованы великому немецкому композитору Иоганну Себастьяну Баху, автору масштабных циклов пассионов, два из которых — «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею», как и «Высокая месса» си минор, стали вершинными достижениями не только в творчестве Баха, но и во всей мировой музыке.
Жанр пассионов (страстей) восходит к IV веку, когда появилась традиция чтения в страстную пятницу самых трагических глав евангельского повествования о последних днях земной жизни Спасителя. Для исполнения этих пассионов использовались особые формы мелодической речитации, так называемые «страстны́е тоны». К XVI веку жанр утвердился в Германии в лютеранском богослужении. В немецких пассионах речитативные эпизоды чередовались с многоголосными хоралами, в них появились вставные номера не только на богослужебные, но и на поэтические тексты.
Как свидетельствуют источники, работа над «Страстями по Иоанну» относится к 1722–1723 годам, когда Бах служил в Кётене при дворе князя Леопольда и дожидался назначения на должность кантора в лейпцигской церкви святого Фомы. В «Страстях» он придерживался канонического евангельского текста, использовав две главы из Евангелия от Иоанна.
В Зале Чайковского «Страсти по Иоанну» звучат в исполнении Государственного академического камерного оркестра России, Вокального ансамбля Intrada и солистов: Лилии Гайсиной, Артема Крутько, Михаила Нора, Игоря Морозова, Игоря Подоплелова и Богдана Петренко. Дирижер — Екатерина Антоненко.