Васса Железнова
«Васса Борисовна — лет 42, кажется моложе»… Это все, что сообщает о своей героине автор, представляя действующих лиц пьесы. Остальное узнаем от нее, ее домочадцев, разговоров с ними и из поступков, ею совершенных.
Прошла путь от абсолютного бесправия, как и положено по понятиям Домостроя, до абсолютной же власти в доме и в бизнесе, который вынужденно взвалила на себя, заместив мужа Сергея Петровича, когда-то капитана. Не выдержал капитан испытания денежным валом, оскотинился до последней степени.
Выглядит моложе. А сорок два. И любви за жизнь так и не познала. Капиталистка, «бизнесвумен» по-нонешнему, мать, у которой до детей не доходят руки, ради процветания дела, «доброго имени» ради идет на убийство мужа, выдает жандармам сноху-революционерку. Триллер что ли такой? Да нет, тут все куда как серьезнее.
Режиссер спектакля народный артист РФ Владимир Фокин и студенты его мастерской подошли к делу не с модной нынче позиции: «Я — художник и первоисточник только повод для моего собственного высказывания. Я так вижу». И понеслось! Они же пытались как можно глубже и точнее разобраться в тончайших нюансах человеческих отношений, искали причинно-следственные связи для каждого поворота сюжета, стремились быть доказательными в каждом поступке персонажей.
Классикой становится литература неактуальная. Классика — это то, что на все времена. И если сегодняшние молодые люди, затаив дыхание, сопереживают героям горьковской пьесы о событиях столетней давности, значит это как раз тот случай.