Тайны образов и образы тайн: мистическое в искусстве. Русский Авангард
В России накануне революции были свои «мистерии». Так, 2 мая 1905 года в квартире литератора Николая Минского в доме на Английской набережной он сам, философ и поэт Вячеслав Иванов, мыслитель Василий Розанов, поэт Федор Соллогуб и еще несколько гостей «производили ритмические движения для расположения и возбуждения религиозного состояния». Осуществили также и символическое жертвоприношение: молодому музыканту-еврею после некоей имитации крестных мук «(Вячеслав) Иванов с женой разрезали жилу под ладонью у пульса, и кровь в чашу…». Кровь музыканта смешали с вином и выпили, обнося чашу по кругу; закончилось все «братским целованием». (См. А. Эткинд. «Хлыст»).
На самом деле, вся предреволюционная эпоха была проникнута мистицизмом. Василий Кандинский был антропософом, Николай Ререхих — теософом, Казимир Малевич — мистиком, а его супрематические композиции были ничем иным, как изображением таинственного четвертого измерения. На второй встрече цикла постараемся связать небывалую эстетику Авангарда с фантастическим мировоззрением его творцов.
Спикер — кандидат философских наук, создатель и автор YouTube-канала «Таким образом» Сергей Кругликов.