Турандот
Оперу «Турандот» по пьесе Карло Гоцци, которой суждено было стать лебединой песнью композитора, Пуччини начал сочинять в 1920 году. Основой «сказки для театра» венецианского драматурга стала поэма «Семь красавиц» персидского поэта XII века Низами Гянджеви. Страдающий от неизлечимой болезни композитор понимал, что пишет свое последнее произведение, и поэтому сочинял с исключительным рвением, боясь не успеть завершить задуманное. Опера была завершена его другом, композитором Франко Альфано, досочинившим финал по наброскам автора.
«Турандот» не похожа ни на одну другую оперу Пуччини. Впервые в центре его произведения оказывается отрицательный женский образ. По приказу холодной, загадочной и жестокой принцессы, которой не ведомы нормальные человеческие чувства, гибнут на эшафоте ее незадачливые поклонники, не сумевшие разгадать три загадки. Образу Турандот Пуччини противопоставляет введенный им в сюжет контрастный женский образ — хрупкую и трогательную рабыню Лю, жертвующую жизнью ради сохранения тайны любимого. Ее самоубийство — переломный момент драмы, ее кульминация, за которой следует катарсис — душевное перерождение Турандот.
Опера «Турандот» звучит на сцене Зала Чайковского в исполнении Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского и солистов: Елены Евсеевой, Алексея Суханова, Руслана Розыева, Чингиса Аюшеева, Юлии Томиной, Евгения Либермана, Олега Полшкова, Максима Сажина и Николая Казанского.