Небесные странники
Режиссер Марк Захаров объединил в спектакле «Небесные странники» несколько произведений: комедию «Птицы» древнегреческого писателя Аристофана, повесть «Черный монах», рассказы «Хористка» и «Попрыгунья» Антона Чехова. Захаров объяснил такой сценарный ход тем, что хотел поставить несколько сочинений Чехова и давно интересовался «Птицами» Аристофана. Когда режиссер начал писать сценическую версию спектакля из трагикомических рассказов Чехова, русская классика показалась Захарову логичным продолжением древнегреческой комедии.
Эклектичный спектакль «Небесные странники» оформил художник Алексей Кондратьев. Он придумал простые и геометрические декорации. Черное пространство сцены он поделил на части ломаными рамами-линиями, которые в определенные моменты опускаются сверху и зажигаются яркими цветами. В зависимости от положения и освещения они обозначают то ателье Рябовского, то сад Песоцкого, то дом Дымова.
Важную роль в спектакле играет пластика. Персонажи почти все время находятся в движении, а главные сюжетные линии хореограф Сергей Грицай обозначил танцевальными номерами. Например, Черный монах всегда появляется и исчезает в гипнотическом танце. А начинается постановка с пластической зарисовки: афиняне отправляются искать царя птиц Удода.
В истории театра «Ленком» подобный опыт слияния сюжетов не первый. Марк Захаров уже совмещал несколько произведений в постановке «Варвар и еретик». «Игрока» Федора Достоевского он завершил концовкой из «Трех сестер» Антона Чехова. А в спектакле «Князь» Константин Богомолов объединил «Идиота», «Бесов», «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского и «Смерть в Венеции» Томаса Манна.