Хиросима, любовь моя
К началу работы над своим игровым дебютом Ален Рене был уже всемирно известным документалистом. Славу ему принесли фильмы «Ван Гог», «Гоген» и особенно «Герника». В последнем режиссер попытался кинематографическими средствами расшифровать одноименную картину Пикассо, превратив ее в анимационный антифашистский памфлет.
Антифашистским пафосом проникнута и самая известная документальная работа Рене «Ночь и туман». Мирные кадры, снятые в цвете, смонтированы с ужасающими черно-белыми свидетельствами происходившего в концлагере во время войны.
У Рене были и другие известные фильмы, например «Статуи тоже умирают» о губительном воздействии Европы на африканскую культуру. Все эти картины так или иначе касаются темы трагических воспоминаний.
«Хиросима, любовь моя», посвященный атомной бомбардировке Японии американцами, планировался как документальный. Но Рене решил усложнить себе задачу и ввел в картину художественную линию, историю любви.
Замужняя француженка приезжает в Хиросиму, и у нее случается короткий, но страстный роман с женатым японцем. Их имена не называются, есть просто мужчина и женщина, Он (Эйдзи Окава) и Она (Эммануэль Рива). Роман длится всего два дня, но он наполнен страстью, нежностью и трагическими воспоминаниями. Она не может забыть и простить себе свою связь с немецким солдатом во время войны, за которую ее подвергают остракизму земляки. Он часть пострадавшего в Хиросиме японского народа. Вместе они проживают глубочайшую внутреннюю трагедию, сопряженную с глубокой, всепонимающей любовью. Прошлое неразрывно связано с настоящим, одно перетекает в другое.
Фильм стал сплавом игрового и неигрового кино. На экране кадры хроники, показывающей последствия бомбежки, но рассказывает об этой бомбежке женский голос — зритель видит сплетенные тела двух любовников, ведущих странную беседу. Она перечисляет все новые подробности трагедии. Он повторяет: «Ты ничего не видела в Хиросиме, ничего». Она отвечает: «Я видела все».
Трагедии ХХ века в фильме Рене объединены в одну, символом которой стал взрыв в Хиросиме. Бессмысленный, жестокий, несправедливый. Девушка из маленького французского городка не видела взрыва в Хиросиме, но она его часть. Прошлое никуда никогда не уйдет. Она мысленно постоянно возвращается в это прошлое, даже принимает своего японского возлюбленного за убитого немца. И трагедию эту можно преодолеть только любовью, которая не убивает память, а освящает ее, человека и всю его жизнь, как в прошлом, так и в настоящем.
Ален Рене в «Хиросиме» изобрел новый киноязык — свободные переходы от воображаемого к реальному, поэтические ассоциативные ходы. Это дало повод причислять режиссера к представителям французской «новой волны». Однако справедливее говорить о параллельном движении, условно называемом «Левый берег». Его представители, кроме Рене, Аньес Варда и Крис Маркер. Все они эстеты и экспериментаторы, балансирующие между неигровым и игровым кино, синтезирующие кинематограф с другими видами искусства. Рене, кроме того, тяготел к экзистенциализму, что позволяет некоторым исследователям сравнивать его первые игровые работы с фильмами Микеланджело Антониони. Однако киноязык Рене более сложен и во многом построен на виртуозном использовании флешбэков — одним из главных способов кино говорить о памяти. Движение в глубины человеческого сознания, памяти, подсознания — вот суть произведений Рене.
Фильм получил приз Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) и «Оскара» в номинации «За лучший сценарий».