Фиеста
Недавняя выпускница режиссерского факультета РАТИ Юлия Беляева поставила в театре «Сфера» спектакль по роману Эрнеста Хемингуэя «И восходит солнце» («Фиеста»). В нем заняты в основном молодые актеры — ровесники героев романа о «потерянном поколении». Это определение знаменитой писательницы, критика Гертруды Стайн. Так она назвала молодых литераторов, художников, прошедших через Первую мировую войну. Они были талантливы и надломлены. Гертруда Стайн не зря предрекла им жизнь, полную мучительных воспоминаний о бессмысленной войне.
«Фиеста» — автобиографический роман, за персонажами маячат реальные прототипы. Например, главный герой — американский журналист Джейк Барнс — это сам Хемингуэй периода своей парижской жизни. Он был влюблен в светскую львицу леди Дафф Твидсен, которая в романе получила имя Бретт Эшли. Эта женщина и в жизни, и в романном воплощении была крайне раскованна и влюбчива. Одновременно состояла в отношениях с несколькими мужчинами. Хемингуэй также стал жертвой ее чар, что ускорило его развод с женой.
Над спектаклем «Фиеста» в театре «Сфера» работала молодая команда, которую очевидно чрезвычайно интересовали хитросплетения любовных линий, создание ярких характеров. Роковая соблазнительница Бретт, темпераментный тореро Ромеро, шумный Майкл (жених Бретт). Спектакль не поднимается до заоблачных высот исторического обобщения — почему этим молодым людям скучно жить просто, почему они нуждаются в «допинге», что ищут в многочисленных скоротечных романах, отчего каждый вечер стремятся забыться с помощью вина? Но роман Хемингуэя и без того предоставляет богатый материал для театра. Следить за развитием отношений в компании сверстников интересно. А испанская тема (герои перемещаются из Парижа в Памплон, чтобы присутствовать на корриде и сопутствующих ей празднествах) вообще выделена в «Фиесте» по-особому, как спектакль в спектакле. В работе над «Фиестой» приняли участие педагог по вокалу, хореограф, в составе действующих лиц есть певица-испанка, и исполнительница этой роли отлично исполняет чувственный испанский танец.
В театре «Сфера» своеобразное устройство зрительного зала — он напоминает цирк, где вверх от круглой арены поднимаются ряды кресел. Так что сцены корриды в таких предлагаемых обстоятельствах очень уместны. Герои, прибывшие из Парижа, рассаживаются на подушках по краям сцены-арены и следят за происходящим в центре. Вообще, сценографическое решение художника Ольги Хлебниковой простое и емкое. Она рассредоточила на разных уровнях элементы декораций, обозначающих места действия того или иного эпизода: столики и стулья — кафе, кровать и торшер — комната Джейка, стойка бара, кожаный диван, как в старых автомобилях, — значит, это такси, и зритель, как в кино, может видеть, что происходит в салоне машины.
«Фиеста» в театре «Сфера» — спектакль очень трепетный по отношению к литературному первоисточнику, и это подкупает. Не замахиваясь на отражение всех пластов этого большого и многопланового романа, постановщик и актеры сосредоточились на сюжете и характерах. Спектакль получился живой, молодой по духу и форме, хотя история в его основе и не самая веселая.