Очередное обращение режиссера Марины Брусникиной к прозе — на этот раз к повести Андрея Платонова «Епифанские шлюзы». Это история приключений иностранца в России. Британский инженер Бертран Перри прибыл в Санкт-Петербург по призыву Петра Первого, чтобы воплотить смелый проект царя — соединить судоходным каналом Оку и Дон. В родном Нью-Кестле Бертран оставил невесту Мэри. Она в восторге от будущих свершений жениха в диком краю. Однако Бертрана точит мысль, что Мэри может его не дождаться… И точно — стоило ему добраться до Епифани (центра будущего строительства), как Мэри сообщает, что заскучала и выходит замуж за их общего знакомого. С того момента все пошло наперекосяк. Бертран не смог победить извечные российские лень, междоусобицы местных чиновников, ненависть крепостных крестьян к барщине. Предварительные расчеты объема воды не подтвердились, а при попытках накачать ее из подземных источников серьезно повредилась почва. Царь Петр недоволен британским инженером и велит его казнить.
В «Табакерке» сюжет повести Платонова помещен в «рамку» в виде урока в средней школе. Современные недоросли (кстати, их играют совсем юные выпускники Театральной школы Олега Табакова) сходятся в класс неохотно, заданную повесть Платонова никто не читал. Тогда за дело берутся учителя. Один за другим они проникают в кабинет и «примеривают» на себя образы, созданные писателем. Получается, «Епифанские шлюзы» в «Табакерке» — урок для всех: и для героев спектакля, и для актеров, и для зрителей. «Спектакль только притворяется простеньким ликбезом, — считает критик Наталья Витвицкая, — на самом деле это честная и вполне убедительная попытка ответить на вопрос, почему эта страна — бермудский треугольник для каждого, кто пытается навязать ей собственные правила, показать, как лучше расшевелить».
Действительно, судьба несчастного Бертрана Перри символична. Особенно в петровские времена многие просвещенные европейцы пробовали наладить в суровой России производство, привнести культурные новации, привить «правильный» уклад жизни. И кое-что у них получилось! Но были и такие случаи агрессивного сопротивления людей чуждым правилам, непонятным инициативам. «Что воды мало будет, про то все бабы в Епифани еще год назад знали, поэтому все жители и на работу глядели как на царскую игру и иноземную затею» — так у Платонова. В спектакле Брусникиной есть попытка постичь эту извечную русскую силу инерции, недоверия. Тема невеселая, и, кажется, молодые актеры проникаются недетской печалью при взгляде в дали отечественной истории. Но в целом спектакль не оставляет гнетущего чувства тоски! В нем и пляшут, и поют, и разыгрывают сценки-анекдоты из жизни строителей шлюзов. Можно сказать, урок прошел отлично.