Пьеса польского драматурга Тадеуша Слободзянека «Наш класс» продолжает дело знаменитого спектакля Тадеуша Кантора «Мертвый класс», посвященного теме вины польского народа перед замученными в годы холокоста евреями. «Мертвый класс» стал вехой не только в истории театра, но и в процессе коллективной европейской рефлексии относительно событий 30–40-х годов XX века. Пьеса Слободзянека — своеобразное эхо спектакля Кантора. В ней рассказывается об учениках одного простого школьного класса, которые годами жили по соседству и сидели за одними лавками в школе. Никому в голову не приходило выяснять национальную принадлежность друг друга. А когда фашисты поделили людей на «высшую» и «низшие» расы, вчерашние одноклассники вмиг обернулись кто палачом, кто жертвой.
«Наш класс» — чрезвычайно востребованная пьеса. Ее ставят и в Польше, и в США, и в Израиле, и в России. Например, осенью 2016-го премьеру по пьесе Слободзянека сыграли на Новой сцене Театра им. Вахтангова. Но команда Кемеровского театра драмы первой в нашей стране взялась за «Наш класс». В 2014 году эскиз спектакля показали в рамках театральной лаборатории. Режиссер Алессандра Джунтини попыталась вывести эту историю из конкретного временного контекста, перекинуть мост из прошлого в настоящее, также бурлящее национальными распрями. Попытка осовременить материал не очень понравилась автору пьесы, он долго не мог принять режиссерскую трактовку. Джунтини и Слободзянек продолжают искать компромиссный вариант, который бы устроил автора и интерпретатора.
Тем не менее из лабораторного эскиза «Наш класс» вырос в спектакль Кемеровского театра драмы. Его играют не на большой сцене, а в камерном пространстве, где зрители сидят по обе стороны от площадки. Чтобы максимально вовлечь молодых исполнителей в атмосферу пьесы, режиссер пошла на рискованное дополнение текста автора: дала актерам возможность выступить с личными монологами. «Актеры говорят на простые темы, связанные с сюжетной линией персонажа, — пишет критик Вера Сердечная в «Петербургском театральном журнале», — разлука, унижение, вера, справедливость, дети, эгоизм, насилие, любовь… И эти отрывки вступают в сложные отношения с пьесой, придают спектаклю смысловой объем, заставляя зрителя разгадывать эту связь».
«Наш класс» — серьезное испытание для исполнителей и зрителей. Пьеса и спектакль обращены к совести каждого. Героям Слободзянека эпоха устроила страшную проверку, и те, на чьей стороне была сила, ее не прошли. Поляки преследовали и мучили своих одноклассников-евреев. Кому-то из преследуемых удалось спастись, они уехали в другие страны и начали новую жизнь, но ужас пережитого никого не оставил до последних дней. После показов спектакля Алессандры Джунтини обычно устраивается обсуждение, и порой зрители жалуются: шли в театр, по привычке, за развлечением, а теперь пребывают в подавленном состоянии. Это естественная реакция на спектакль-раздражитель, и вместо жалоб стоит принести авторам и исполнителям благодарность: они предложили трудную, но необходимую каждому тему для размышлений.