Обыкновенная история
Этот спектакль поставил Александр Коршунов — сын основательницы театра «Сфера» Екатерины Еланской. И он получился удивительно добротным, чутким к первоисточнику — роману Ивана Гончарова «Обыкновенная история». В «Сфере» обратились к той же инсценировке романа, что была сделана когда-то для театра «Современник» Виктором Розовым. Легендарный спектакль Галины Волчек с Олегом Табаковым в роли молодого Адуева, Михаилом Козаковым в роли дяди и Лилией Толмачевой в роли тетушки остается эталонным образцом сценического воплощения романа Гончарова. «Но сравнивать пришлось недолго, — пишет посетивший театр «Сфера» критик Павел Подкладов, — спектакль захватил с первых же минут и не отпустил до конца. Александр Коршунов поставил трагический спектакль о том, как люди походя, играючи делают несчастными других, порой даже не замечая этого».
Главный герой «Обыкновенной истории», провинциальный юноша Александр Адуев приезжает в Петербург, чтобы все свои таланты и силы отдать служению идеалам — и помощь в том он надеется получить у дяди, просвещенного жителя столицы Петра Ивановича Адуева. В ходе действия пылкий Саша превращается в такого же, как дядюшка, прагматика и циника. Исполнителю роли младшего Адуева Денису Бересневу удалось одинаково ярко сыграть обе ипостаси героя, а также удивительно пластично и выразительно передать процесс его внутреннего перерождения. Этот Адуев взрослеет на глазах, и актер не прибегает к помощи средств внешнего преображения.
Адуева-старшего сыграл премьер труппы Дмитрий Ячевский. «Легкий, стройный, импозантный, обаятельный, ироничный и при этом жесткий в деловых вопросах, этот Адуев как будто списан с нынешних бизнесменов, закончивших Оксфорды и Кембриджи», — читаем в рецензии П. Подкладова. Но под маской удачливого знатока жизни проглядывает чувство вины: любимая жена заболела от тоски, пока он был занят делами.
В театре «Сфера» сцена — как арена в цирке. Соответственно, зрители располагаются в амфитеатре, «прореженном» проходами. В этих проходах-лестницах в спектакле «Обыкновенная история» толпятся незадействованные в эпизоде актеры — вместе со зрителями они следят за «поединком» дяди-прагматика и племянника-романтика. В начале спектакля Адуев-старший и Адуев-младший — как непересекающиеся параллельные прямые, а к финалу законы геометрии попраны, линии жизни совпадают и текут дальше в одном русле. Все начиналось в тоне юношеских мечтаний Саши — фактуры костюмов были легкими, цвета — яркими. Чем ближе к финалу — тем меньше красок в одеждах, тем тяжелее ткани… Художник Ольга Коршунова разработала наглядную «партитуру» происходящего в душе Александра, и ее концепция оформления спектакля точно совпала с режиссерским видением произведения Гончарова.
Спектакль театра «Сфера» «Обыкновенная история» отмечен премией журнала «Театрал» «Звезда «Театрала» — 2015» в номинации «Лучший спектакль» (в категории «Малая форма») — а это премия зрительских симпатий. То есть, именно зрители проголосовали за эту ясную, выдержанную в традиционных формах сценическую версию хрестоматийного романа.