Почти 150 лет тому назад в тысячах сел и деревень России появились первые земские врачи. Их обязанности — заботиться о народном здравии — определялись Положением о земских учреждениях 1864 года. До этого помощь сельскому населению не была систематической. В селах стали переоборудовать здания, в которых размещались больница, аптека и квартира врача. Был даже определен радиус ответственности земского врача — 314 квадратных верст.
Эта интересная закадровая информация комментирует черно-белые кадры начала XX века, рассказывающие о медицинской помощи.
В XXI веке в России вновь появился статус земского врача. И задача его остается прежней — заботиться о народном здравии.
Черно-белые кадры резко сменяются цветными, а голос за кадром рассказывает: «Чистый воздух, спокойствие, мы живем на краю деревни, рядом лес, можно отдохнуть, чем в городе глотать пыль, да и душно там…»
А вскоре мы встретимся и с героем фильма — седовласым сельским врачом Геннадием Викторовичем Лагутиным. Прием он ведет в кирпичном здании, коридоры которого расписаны веселыми панно и украшены цветами. Так выглядит амбулатория села Сосновская в Свердловской области. Зритель будет наблюдать за рядовыми буднями Лагутина, слушать его неспешный рассказ о своей жизни и постепенно проникаться симпатией и уважением к хорошему человеку и хорошему доктору.
Он врач универсального профиля. Как замечает одна женщина, одевая после осмотра ребенка: «Он добрый. И наших деток он наблюдает с самого рождения, и всегда можно позвать, если что…»
А тем временем Геннадий Викторович возмущается административными проверками, которые отнимают рабочее время: «А я ведь вижу каждого больного как на ладони. Тут ведь надо быть и психологом, и лекарем. И люди знают, что могут обратиться, встретив меня на дороге, и я никому не отказываю. А некоторые сюда заходят, чтобы просто поговорить…»
В селе живет две тысячи человек, почти у всех есть мобильные телефоны — и в каждом хранится номер их земского врача…
В фильме также снималась Ирина Васильевна Лагутина, врач общей практики и жена Геннадия Викторовича Лагутина.
В картине использованы фотодокументы и хроника из личного архива семьи Лагутиных.