Узел вечности. Летопись
Фильм посвящен столетию единения России и Тувы и создан по специальному заказу Министерства культуры Российской Федерации.
Название фильма подсказала официальная эмблема столетия дружбы. Тувинская вариация буддийского узла вечности плавно соединяется с изображением обелиска «Центр Азии». Изображение обрамляется полукружьями древнего орнамента бесконечного движения, а магические символы заключены в кольцо из флагов России и Тувы.
Хонук-оол Монгуш, председатель Общественной палаты Республика Тыва, так определяет смысл фильма: «Наш народ выбрал, что единение с Россией — самый верный путь. Так решили наши предки, и мы всегда гордимся их мудрым решением. И надо этим дорожить».
Впечатляющие свидетельства археологических раскопок Пий-Хемского района рассказывают о первой в мире кочевой цивилизации. Коллекцию уникальных находок можно подробно рассмотреть в Национальном музее Тувы.
И хотя в республике с XVIII века укрепился через Китай буддизм, шаманизм до сих пор является духовной практикой народа. Каменный идол, если ему нашептать на ухо просьбу, обязательно ее исполнит — верят молодые тувынки.
Директор Центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел Алдар Тамдын рассказывает о музыкальных инструментах: один из них — двухструнный — отдаленно напоминает виолончель. Это сюжет об уникальном искусстве — горловом пении, которое прекрасно демонстрирует сам Алдар, объясняя значение каждого звука.
В школе девушек учат изготавливать войлочные изделия, согревающие в холодные (до 50 градусов мороза) дни лучше, чем шерстяные. Руки педагога творят с помощью войлока разноцветную красоту, но девушкам предстоит слишком трудоемкая, физически тяжелая работа, которой они не очень рады.
В Бай-Тайгинский районе, в селе Кызыл-Даг (сложно в это поверить, но там — более 40 членов Союза художников), кинематографисты снимали красочные картины Шой Чурука и работы камнереза Ивана Салчака.
Писатель Валентин Тока — сын первого секретаря Тувинского обкома КПСС Салчака Тока и Александры Алехино — вспоминает советские времена.
Особенно тувинцы гордятся Героем России Сергеем Шойгу. В школе можно увидеть табличку, сообщающую, что именно в этом классе учился Сергей Кужугетович.
Из подобных мини-сюжетов и складывается короткометражный, но насыщенный фильм о Туве, ее истории и людях.
Екатеринбургским кинематографистам легко убедить зрителей в уникальности тувинских гор и степей. Ведь здесь в тесном соседстве расположены памятники времен палеолита, скифские захоронения, следы тюркских и уйгурских каганатов, наследие манчжуров.
Секрет подобных исторических и географических переплетений сами тувинцы объясняют просто, но с гордостью: у нас находится узел вечности.
Андрей Титов: «Страна держится на увлеченных и чудаковатых людях провинции, которые живут не корыстными интересами, а расцвечивают ее, наполняя особым смыслом. Именно ради этих людей я и пришел из телевизионной журналистики в документальное кино».
Андрей Титов. Режиссер-документалист. Член Союза кинематографистов РФ.
Родился в декабре 1974 года в городе Каменске-Уральском Свердловской области.
В 1997-м окончил факультет журналистики Уральского государственного университета.
Работал редактором, специальным корреспондентом, комментатором общественно-политического вещания, ведущим программ. Многие из телевизионных проектов отмечены наградами российских фестивалей («Лазурная звезда», «ТЭФИ-регион», «Золотой бубен»).
В 2003 году начал работу в документальном кино, сначала как автор сценария, потом как режиссер. Дебютный фильм Андрея Титова «СССР — Россия — транзит» отмечен призами множества российских фестивалей, участвовал во внеконкурсной программе Московского международного кинофестиваля, был представлен на фестивалях в Германии, Венгрии и Финляндии.
С 2005 года работает в кинокомпании «Снега».
В 2006 году издательство «Банк культурной информации» выпустило в свет сборник рассказов Андрея Титова «И я там был».