Мадонна с цветком
Спектакль вышел весной 2015 года, когда праздновался юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Ученик Олега Табакова режиссер Александр Марин нашел автобиографический роман Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом» — не слишком известное, но оттого не менее проникновенное произведение. Это история мытарств молодой матери с младенцем на руках в эвакуации.
Молоденькая Нина отбывает в Ташкент еще беременной, но до спасительного хлебного города добраться ей не суждено: роды начинаются в середине пути. С ребенком на руках в разгар холодной зимы она отправляется в Саратов, к родственникам мужа. Но те не слишком рады такой «нагрузке» и постепенно выживают невестку со своей жилплощади. Нина с сыном чудом находят приют в доме посторонней одинокой женщины — тети Жени. Вообще, выжить в жестокое время им удается чудом, и это чудо не что иное, как доброта случайно оказавшихся рядом людей.
Трудная (центральная!) роль досталась совсем юной актрисе, ученице Олега Табакова Юлиане Гребе. Ее героиня Нина проходит все круги ада, вера девушки в людей столько раз готова обернуться полным разочарованием и ненавистью… «Для молодой актрисы главными стали психологическая история взросления молодой женщины, точнее — ее умение не озлобиться и научиться прощать и, конечно же, радость матери, которая помогла выжить своему новорожденному сыну, спасла его, несмотря на все трагические ситуации», — пишет критик Ирина Алпатова в журнале «Театральная афиша».
«Мадонна с цветком» по составу исполнителей — молодежный спектакль, в нем заняты по большей части представители младшего поколения «Табакерки». И в основном девушки. История, за которую взялся Марин, вообще, женская, русская. Можно сказать, это очередной гимн стойкости женщин, которые выживали сами и давали жизнь новому поколению в тяжелейшие годы войны.
Александр Марин стал и художником спектакля. Оформление выдержано в традициях ранней, студийной «Табакерки» — декорации и реквизит аскетичны, функциональны, легко трансформируются по мере развития сюжета и смены обстоятельств действия. «Визуально «Мадонна с цветком» придерживается принципов «бедного театра», — отметила Александра Солдатова (газета «Экран и сцена»). — Сценографию составляют несколько серых шкафов да стульев, из них легко конструируются и ташкентский почтамт, и саратовская коммуналка, и еще с десяток иных пространств». Условность — не только в легкоразборных декорациях, но и еще во многих метафорических компонентах спектакля, уводящих действие из бытового в эпический план. Это фирменный стиль «Табакерки», родившейся в тесных стенах подвала. Большого зрелища здесь не создашь, приходится брать фантазией, ярким и точно действующим приемом. В случае спектакля «Мадонна с цветком» это открытая игра с предметами, фактурами, которая позволяет легко и эффектно «смонтировать» эпизоды этой растянутой в тягучем военном времени истории.