Дядюшкин сон
Инсценировка одноименной повести Ф.М. Достоевского. Премьеру сыграли в театре «Модерн» в конце 2007 года, но к тому моменту у замысла Бориса Щедрина была уже долгая история. Режиссер с ним ходил по разным театрам, и везде обстоятельства не давали спектаклю случиться. Худрук «Модерна» Светлана Врагова гостеприимно приняла проект под крышу своего театра — и это при том, что главные роли в спектакле исполняют не ее актеры. Правда, «чужаки» такие, что им везде будут рады! Старого князя играет Владимир Михайлович Зельдин, патриарх актерского цеха, состоящий на службе в Театре Российской армии. В роли Марьи Александровны Москалевой — Наталья Тенякова (МХТ им. Чехова). Мозглякова сыграл Андрей Барилло, звезда Театра сатиры. Вклад «Модерна» — Мария Орлова в роли Зиночки Москалевой, Елена Стародуб в роли провинциальной «светской» дамы и другие актеры в эпизодических ролях. «Ансамбль вышел — на зависть коммерческим антрепренерам», — справедливо заметил обозреватель «Независимой газеты» Григорий Заславский.
Эта повесть Достоевского давно манит театральных людей. Характеры героев — яркие, дающие простор для «вкусной» актерской игры. «Дядюшкин сон» существует в перекличке с произведениями Гоголя и Островского, в нем также хлестко выписаны нравы, атмосфера провинциальной России. Сюжет изобилует комическими хитросплетениями, но на выходе, как у Гоголя, получается трагикомедия… «Режиссер Борис Щедрин и художница Мария Рыбасова почти начисто отказались от водевильной легкости, доказывая, что Достоевский — писатель мрачный, — пишет критик Ольга Фукс (газета «Культура»). — Душу разбередит, совесть растревожит и без чувства вины не выпустит даже с водевиля».
Итак, красавица Зина отказалась от замужества со своим возлюбленным, бедным провинциальным учителем. Ее мать, местная светская львица Марья Александровна Москалева обладает огромными амбициями и очень скромным даже по провинциальным меркам доходом. Только выгодное замужество дочери способно помочь ей подняться до столичных высот. Вот наметился жених — прыткий Мозгляков. Он звезд с неба не хватает, но сам рвется в Петербург — и тем вселяет безумную надежду в маменьку невесты. Но кандидатура Мозглякова меркнет в момент появления старого, богатого и знатного князя К! Мозглякову он приходится дальним родственником, и потому ушлый молодой человек зовет его дядюшкой. Князь плохо слышит, неважно видит, забывает имена и события собственной жизни, но усиленно молодится. И конечно, он очарован Зиночкой. Мамаша Москалева бросается на нового жениха, как коршун. Она убеждает дочь выйти за князя, стать обладательницей его богатства, а после его скорой смерти воссоединиться хоть с тем же бедным учителем, которому недавно отказали. Мозгляков оскорблен таким коварством Марьи Александровны и в отместку внушает дядюшке, что никакого предложения он на самом деле не делал, что все это был лишь сон.
Критики справедливо отмечают, что роль князя К так «села» на Владимира Зельдина не по причине почтенного возраста актера, а именно потому, что он в любой роли демонстрирует отчетливую иронию по отношению к персонажу. Вот и в этом спектакле он прелестно обыгрывает навязчивый страх князя выдать свою страшную тайну. Не дай бог кто-нибудь узнает, что такой видный кавалер носит паричок…