Подходцев и двое других
Спектакль по малоизвестной повести Аркадия Аверченко «Подходцев и двое других» поставлен в РАМТе режиссером Сергеем Алдониным. Критики в один голос говорят: получилось симпатично, легко, но есть в спектакле тревожная нота, предчувствие разрушительных перемен. Еще бы им не быть! Постановщик просто оказался внимательным, чутким читателем. Повесть Аверченко была опубликована в 1917 году. Так чувствовал Аверченко: еще чуть-чуть — и устоявшийся мир полетит в тартарары.
Но пока не грянула революция, три закадычных приятеля-холостяка — Подходцев, Громов и Клинков — живут цветистой жизнью, то и дело влезают в авантюры, попадают в приключения. Существуют они в квартире Подходцева и на шальные деньги издают журнал «Апельсин». С продажами, правда, как-то не очень… Напялив оранжевые плащи и шляпы, друзья-издатели мечутся по площади, пытаются сбыть тираж хоть какому-то торговцу прессой. Но никто не хочет брать на реализацию очередную авангардную книжицу. А тут еще полицейский заинтересовался происходящим, подошел и прямо на месте закрыл издание… Следующее серьезное испытание — младенец. Легкомысленная соседка Подходцева оставляет на трех мужчин новорожденного и убегает на свидание. Приходится холостякам качать люльку, стирать пеленки. Впрочем, за холостяцкое положение они держатся недолго. Начинается череда женитьб. Сначала Подходцев увлекся мещаночкой Анной Евгеньевной и решил съехать к ней, оставив двум другим свою квартиру. Да только долго он не продержится в доме с канарейками и бархатными занавесочками, прибежит обратно. А союз Громова и корпусной Евдокии Антоновны оказался покрепче! Троицу друзей (включая жениха) несколько испугала свадьба в «лучших» русских традициях, но ничего, молодожены вроде не разбегаются.
А красавец и любитель свободных отношений с женщинами Клинков внезапно получил наследство, отделился, купил шубу и автомобиль! «Один ушел в семью, другой в богатство, одиночество же Подходцева–Красилова звучит пронзительнее, — пишет критик Ирина Алпатова (журнал «Театрал»). — Вроде бы все его на вокзал проводили, простились, обещали писать, да и уехали. Да только поезд ушел, а идти некуда. И остался этот смешной лирик, прекраснодушный и сентиментальный, в гордом одиночестве, танцуя под начавшимся дождем».
Спектакль сложился, удался, и немало тому способствовали художник Виктор Шилькрот и художник по костюмам Ирэна Белоусова. Шилькрот придумал принцип быстрой перемены мест действия в этой истории, где герои без конца перемещаются в пространстве. Три койки из аскетичной квартиры Подходцева легко преображаются еще во что-то, богатую комнату превращают в бедную с помощью цветных занавесок и т. д. А гротеск в изображении некоторых персонажей возник благодаря толщинкам и накладкам в их костюмах. Масса комических постановочных приемов, однако, совершенно не опошляет действо Сергея Алдонина. Спектакль смотрится на одном дыхании и надолго остается в душе и памяти. Три главные роли сыграли ведущие актеры РАМТа — любимцы публики Петр Красилов (Подходцев), Илья Исаев (Громов) и Дмитрий Кривощапов (Клинков).