Возьмите зонт, мадам Готье!
Спектакль-бенефис в честь юбилея Юлии Борисовой. А также — третья часть «Парада премьер», открывшего осенью 2015 года Новую сцену Театра им. Вахтангова. На афишах можно прочитать, что спектакль поставлен по пьесе французского драматурга Ива Пло. Но, когда вы начнете его смотреть, обязательно вспомните постановки по пьесе Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж»: в Театре им. Моссовета (где главную героиню играли то Фаина Раневская, то Любовь Орлова, то Вера Марецкая), в Театре Российской армии (там спектакль был поставлен на Людмилу Касаткину) и, наконец, оригинальную «Миссис Сэвидж» в Театре кукол им. С. Образцова, где персонажи-куклы окружали миссис Сэвидж — Веру Васильеву. Конечно, в версии Театра им. Вахтангова история приобрела новые черты, но костяк сюжета тот же: пожилую богатую даму наследники отправляют в клинику для душевнобольных, чтобы получить возможность распоряжаться ее деньгами. Однако дама эта демонстрирует такую предусмотрительность, что всякому ясно: она тут самая нормальная. Самая трезвомыслящая и гуманная — не в пример своим наследникам.
В спектакле вахтанговцев действие происходит не в сумасшедшем доме, а в отеле «Тишина и покой», затерянном в снегах французских Альп. В нем работает один-единственный человек, да и тот очень странный. Но не случайно его зовут Пьер (Пётр). У него имеются ключи от комнат этого странного отеля, где определяются дальнейшие пути людей. А так как дело происходит в эпоху научно-технического прогресса, у Пьера-Петра есть даже телефон для связи с Всевышним!
Мадам Готье в отель привел счастливый случай. Ей удалось сбежать по дороге в психиатрическую клинику. Правда, разъяренные наследники идут за ней по пятам и также оказываются в альпийском отеле, но до поры не знают, что в одном из соседних номеров находится беглянка. Есть тут и другие постояльцы — пациенты той самой клиники, куда мечтают сдать мадам Готье ее приемные дети. В сопровождении медсестры Ирен пациенты отправились на экскурсию и не смогли вернуться в больницу из-за бурана в горах. Именно «сумасшедшие» относятся к мадам Готье с пониманием и сочувствием, а не дети ее покойного мужа. Кстати, ей удастся обвести алчных и жестоких наследников вокруг пальца. Да еще и проучить, выставить дураками. А это большой урон их репутации, ведь один из них — прокурор, другой — депутат парламента!
Умная и экстравагантная мадам Готье — идеальная роль для Юлии Борисовой. Ее героиня ведет игру по своим правилам даже в ситуации, где она уже почти лишена всех прав. «Режиссер спектакля Владимир Иванов сделал все, чтобы подчеркнуть мелодику голоса Юлии Борисовой и достойно обрамить ее талант», — пишет критик Ирина Корнеева («Российская газета»). Действительно, профессиональная и физическая форма легендарной актрисы восхищает. В сцене воспоминаний в роли детей мадам Готье на сцену выходят правнуки Юлии Константиновны Мария и Андрей. Кем бы они дальше ни стали, уже можно сказать, что династия продолжена.