Сохранить призваны
Что общего между русской иконой, театром в Венеции Ла Фениче и Большим театром, между островом в Венецианской лагуне Сан-Джорджо-Маджоре и усадьбой Кусково XVIII века?
Связующее звено между ними — реставраторы.
Порой перед ними стоят макрозадачи — воссоздать театр Ла Фениче после крупного пожара или полномасштабная реставрация главного театра России. Их призывают восстановить красоту древней усадьбы, разрушенной временем и революцией. Или владелец острова, ставит целью вернуть своему владению былую культурную значимость.
Но можно также скромно, в одиночестве корпеть над почерневшей иконой в мастерской. Именно Дмитрий Ковалев и определяет главную тему фильма — что есть реставрация. Молодой художник-реставратор убежденно произносит: «Главное — сохранить, а не обновлять…»
К этому призывает и Венецианская хартия (1964) по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест. Этот международный документ, закрепляющий профессиональные стандарты в области охраны и реставрации материального наследия.
Фильм сообщает зрителю интересный факт. Хартия подписывалась в трапезной бенедиктинского монастыря на острове Сан-Джорджо-Маджоре, на фоне величественного полотна Тинторетто.
В 1951 году остров купил граф Витторио Чини и создал там Фонд Джорджо Чини, названный так в память о погибшем в авиакатастрофе сыне. Граф постепенно восстанавливал здания. Теперь фондом руководит его внук Джованни Аллиата ди Монтереале.
Международными экспертами в фильме выступают знатоки проблем Венеции — Элизабетта Фабри и Чезаре Фейффер.
И еще один герой фильма — граф Петр Петрович Шереметев. Авторы фильма сопровождали его визит в музей «Усадьба Кусково XVIII века» после реставрации. Чуть раньше в фильме о проводимых работах в усадьбе рассказывал директор комплекса Сергей Авдонин. В частности, он порадовался, что сохранился достаточно большой кусок аутентичного паркета.
Граф же, только войдя в помещение, опустился на колени и прикоснулся именно к этому куску: «Это для меня праздник. Я благодарен, что мне дали возможность побыть в доме, в котором жил мой отец, когда он был еще ребенком…»
В фильме использованы материалы из личного архива Чезаре Фейффера.