Острова. Надежда Кожушаная
Автор сценариев к игровым фильмам: «Зеркало для героя» (1987), реж. В. Хотиненко, авторское название «Разлука»; «Муж и дочь Тамары Александровны» (1989), реж. О. Наруцкая; «Нога» (1991), реж. Н. Тягунов; «Прорва» (1992), реж. И. Дыховичный, и многим другим, а также к анимационным картинам «Племянник кукушки» (1993) и «Нюркина баня» (1995), реж. О. Черкасова; «Бабушка» (1996), реж. А. Золотухин; «Розовая кукла» (1996), реж. В. Ольшванг…
«И они встретились после смерти. В таком пространстве, которого нет. Где можно все. Можно любить. Можно не любить. Можно молчать. Такое пространство…» — стучат клавиши пишущей машинки, набирающей текст, и слышен робкий женский голос: «Здравствуйте, меня зовут Надя Кожушаная, я кинодраматург…»
О ее студенческих годах на Высших курсах сценаристов и режиссеров вспоминает руководитель мастерской Людмила Владимировна Голубкина: «Нам с Семеном Лунгиным она понравилась, но главный редактор Госкино выступил против. С безошибочным чутьем на талант, только со знаком минус…» Что это означает, поясняет в фильме муж Нади, Борис: «Зачем нам, сказал тот человек, еще один Шпаликов, еще один Высоцкий, только женщина. Ей будет еще труднее, с ее характером, с ее пониманием жизни и искусства». Тот главный редактор оказался провидцем. Творческая судьба талантливой сценаристки была сложной.
В фильм включены фрагменты из картин по ее сценариям, в том числе и анимационным, рассказы самой Надежды о себе, воспоминания друзей и дочери Кати: «Она навсегда объяснила, почему нельзя трогать голову, когда человек спит: сны уходят, а ей снились сумасшедшие сны, круче кино». Режиссер Иван Дыховичный рассказывает об особенной черте таланта Кожушаной: «Больше всего она дорожила русским языком, он ей был родной… она его так чувствовала, так им владела, никакой вульгарности, при этом она писала резко…» Кинокритик Андрей Плахов: «В кино пришел драматург, способный осмыслить переломные процессы в обществе…»