Региональный авангард Поволжья. Архитектура Самары
Архитектура Самары ХХ века — показательный пример влияния советской индустриализации на градостроительное искусство.
В этом масштабном промышленном центре, куда в 1920–30-е годы хлынули огромные толпы, было необходимо поселить большое количество приезжих специалистов и рабочих. В частности — создать условия для совместного решения их бытовых проблем, что было одной из любимых задач конструктивизма.
От этого этапа развития города в Самаре остались не только дома-коммуны, но и самый примечательный в стране образец так называемой фабрики-кухни. Подобные предприятия народного питания, работавшие по принципу конвейера, были придуманы одной из первых советских женщин-архитекторов — Екатериной Максимовой. Самарское предприятие, рассчитанное на девять тысяч ртов, обслуживало знаменитый ЗиМ. Почти забытый в последующие годы, шедевр конструктивизма был заново открыт и, возможно, станет объектом первой в Самаре научной реставрации.
О городском ансамбле и отдельных зданиях Самары, о влиянии на город нужд авиапрома и о том, как конструктивизм сливался с советским неомодерном и сталинским ампиром, — в лекции архитектора Виталия Стадникова.
Виталий Эдуардович Стадников — кандидат архитектуры, заместитель декана Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, экс главный архитектор Самары.