Отражение
Этот неожиданный творческий тандем — молодой пианист, композитор Владимир Свердлов-Ашкенази и знаменитый актер Георгий Тараторкин — сложился несколько лет назад, на музыкальном фестивале «Дворцы Санкт-Петербурга». Тогда их поэтический вечер «Благословляю все, что было…» оказался посвящен поэзии Серебряного века и музыке Рахманинова, Чайковского, Скрябина, Шопена. В марте 2015-го актер и музыкант выступили в Малом зале Московской консерватории с концертной программой «Отражение», в которой Тараторкин читал стихи Александра Блока, а Свердлов-Ашкенази импровизировал на рояле.
«Меня в последнее время все больше тянет к композиции, к поэзии», — признался музыкант в одном из интервью. Ашкенази — представитель знаменитой династии музыкантов, да и сам уже добился многого, стал лауреатом нескольких престижных конкурсов, в том числе — Конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Неоднократно он высказывал свою озабоченность: классическая импровизация должна вернуться в концертные залы. Сам он импровизирует вдохновенно, что в очередной раз подтвердило выступление в рамках программы «Отражение». Музыкант сидит за роялем и чутко следит, как развивается партия чтеца. Вступает деликатно, ни в коем случае не прерывая чтения. Баланс слова и музыки даже несколько смещен в сторону слова. Или так кажется потому, что исполнительская манера Георгия Тараторкина — неспешная, исключающая суету. «Вечер фортепианной импровизации и поэзии «Отражение» продемонстрировал публике, как можно соединить слово и музыку, чтобы они стали одним пространством — естественным и гармоничным», — пишет рецензент газеты «Труд».
Хоть в афишах концерта упомянута только поэзия Блока, Георгий Тараторкин читает еще отрывки из произведений Достоевского. Как известно, роли в инсценировках и экранизациях романов писателя принесли актеру успех и славу. Раскольникова Тараторкин сыграл и в кино (в «Преступлении и наказании» Льва Кулиджанова), и в театре (в спектакле Юрия Завадского «Петербургские сновидения»), играл Ивана в спектакле «Братья Карамазовы». Кстати, довелось Тараторкину сыграть и самого Александра Блока — также в спектакле родного Театра им. Моссовета «Версия», в начале 80-х.
Программа «Отражение» прошла в Малом зале Московской консерватории, то есть в небольшом, уютном пространстве, где чтецу нетрудно достичь доверительной, интимной интонации. Тараторкин читает негромко, сидя на стуле, без аффектированных жестов. Это не столько выступление, сколько разговор со слушателями. «Незнакомка», «В ресторане», «На железной дороге», «Балаган» — хрестоматийные блоковские произведения звучат в исполнении Георгия Тараторкина свежо, проникновенно. Особенно близки актеру блоковские размышления о природе театра. «Нежное чудовище» — так называет поэт театральный организм, и, кажется, в изложении Тараторкина слова Блока впервые раскрываются во всей глубине, звучат с должным восхищением, ужасом и иронией.