Общественная память в городе
О сохранении памяти в городе расскажет Владимир Зиновьевич Паперный.
Идея духа места (genius loci) появилась в Древнем Риме. Это мифическое существо, охраняющее дом или местность, часто изображалось с рогом изобилия, чашей или змеей. Позднее дух места стали понимать менее буквально, скорее как метафорическую душу местности. Ортодоксальный модернизм в значительной степени отказался от истории и памяти, стремясь создавать новую архитектуру на пустом месте в любой точке планеты. Постмодернизм пытался вернуть идею духа места в архитектуру, но эта попытка была поверхностной и недолговечной. Постмодернизма в архитектуре больше нет, но идея духа места и памяти осталась.
Есть два уровня сохранения памяти в городе — условно говоря, государственный и частный. Государственные памятные места обычно посвящены победам, героям, завоеваниям, достижениям. Не менее важно сохранять малую, или «частную», память о местных жителях, о потерях, о разрушениях, о жертвах. Хорошим примером сохранения частной памяти может служить Берлин. Травма «разделения» стеной сохраняется в виде остатков реальной бетонной стены, музеев («Топография террора») и выложенные из красного камня очертания стены там, где она не сохранилась. Памятники трагическим событиям можно увидеть и в других городах, например в Будапеште.
Проблема Москвы — практическое игнорирование частной памяти.
Тому, каким образом может быть представлена память о разных событиях в городе, будет посвящена эта лекция.
Из цикла лекций «Школа наследия».
Лекцию читает Владимир Зиновьевич Паперный — американский и российский писатель, дизайнер, искусствовед, культуролог, историк архитектуры и архитектурный критик.