Нематериальное наследие: традиционный календарь
Как традиционный календарь проявляет себя в сознании и культуре обывателей, расскажет Андрей Николаевич Балдин.
Современный календарь представляет собой многослойную компиляцию сообщений различных эпох и культур. В его наслоениях можно проследить внутреннюю структуру, которая определяется как «архитектура времени».
Традиционный московский календарь содержит элементы античной метафизики, унаследованные от Рима и Царьграда, а также языческие, христианские и советские составляющие. Эта комплексная ментальная конструкция по-разному проявляет себя в нашем сознании, в частности в литературе. Русские классики часто писали книги «по календарю». Пушкин прошел курс «времяведения» в михайловской ссылке, когда на протяжении 1825 года наблюдал церковный календарь. Толстой исследовал праздники в контексте своей квазицерковной службы. Роман «Война и мир» можно прочесть как календарь, церемонии которого увязаны между собой. Так, следуя за календарем, наши классики создали архетип помещения во времени, осваиваемый читателями неявно и неосознанно, но тем более укорененно.
В результате календарь образует некий интерьер традиционного сознания. В этом «архитектурном» статусе он имеет право на особого рода пространственное исследование, а также на комплекс мер по защите и хроносохранению.
Из цикла лекций «Школа наследия».
Лекцию читает Андрей Николаевич Балдин — эссеист, книжный график, дизайнер и архитектор.