Гибель розы, дуэт из балета Ромео и Джульетта, Кармен-сюита
Вечер одноактных балетов — уникальное событие, когда в рамках одного показа были объединены фрагменты балетов «Гибель розы», «Ромео и Джульетта» и «Кармен-сюита».
Фрагмент программы «Абсолютный слух» на телеканале «Культура» о «Гибели розы» (2013 г.):
<…> «Майя Плисецкая часто повторяла: «Лучший подарок для меня — это новый балет». В 1973 году она получила царский подарок от великого французского хореографа Ролана Пети — балет «Гибель розы» на музыку Пятой симфонии Густава Малера. Костюмы к этому балету создал Ив Сен-Лоран, а партнером в день премьеры был известный танцовщик Руди Бриан». <…>
Фрагмент программы «Больше чем любовь» на телеканале «Культура» о спектакле «Ромео и Джульетта» (2012 г.):
<…> «В Большом театре с Максимовой занималась сама Галина Уланова. Они вместе готовили партии из «Жизели», «Щелкунчика», «Дон Кихота». Наконец Уланова решилась передать ученице самую дорогую для себя роль — Джульетту». <…>
<…> «Но сколько же пришлось уговаривать Володю, чтобы именно он стал моим Ромео. Но мне это удалось. В итоге он полюбил эту роль» (Екатерина Максимова)». <…>
Фрагмент книги Бориса Мессерера «Промельк Беллы», опубликованной в журнале «Знамя» (№10, 2011 г.):
<…> «В нашей семье постоянно звучало имя Майи Плисецкой. Для меня Майя существовала всегда. Во всяком случае, с того времени, когда я начал осознавать себя. Взрослые обсуждали партии, в которых она выступала, и традиция бывать на ее спектаклях возникла у меня с детских лет. <…> Одним из самых дорогих и незабываемых событий моей творческой жизни стала работа над спектаклем «Кармен-сюита». Плисецкая всегда мечтала воплотить образ Кармен в балете. В конце 1966 года в Москве проходили гастроли национального балета Кубы. Майя побывала на спектакле, поставленном Альберто Алонсо. Хореографический язык Алонсо поразил Майю». <…>
К началу репетиций Альберто приехал в Москву и встретился с Родионом Щедриным. Щедрин не верил в возможность приезда Алонсо, но, когда это произошло, он отнесся к проблеме постановки достаточно серьезно. Он пришел на репетицию, где Альберто пытался ставить танец для Майи на музыку Бизе. И увидел, что нужна новая музыкальная трактовка. Тут же взял ноты и набросал музыкальный текст, варьируя Бизе. Так началось создание музыки к балету.
Я был приглашен как художник, встретился с Алонсо и начал делать макет. Он не говорил по-русски, а я по-испански. Общались на плохом английском. Но понимали друг друга с полуслова. <…>
Смерть Кармен в исполнении Майи Плисецкой мы с Беллой видели десятки раз, и каждый раз Белла плакала. Она говорила: «Единственной причиной для слез может быть соприкосновение с великим искусством». Как-то позже, уже совершенно при других обстоятельствах, одна известная балерина позвала нас на свое исполнение роли Кармен. После спектакля люди стали спрашивать Беллу, как ей понравилась героиня. Белла ответила: «Любить ее можно. Убивать не за что!»