Вечер одноактных балетов. Лебединое озеро. Ромео и Джульетта
Хореография: Мариус Петипа, Лев Иванов, Александр Горский
Хореограф-постановщик: Юрий Григорович
В Большом театре «Лебединое озеро» ставилось неоднократно. В ХХ веке его репертуар уже не мыслился без этого балета. Самой заметной фигурой среди интерпретаторов был Александр Горский, навсегда оставивший свой след в хореографии «Лебединого озера». В 1920 году Горский призвал в соавторы режиссера — Немировича-Данченко. Художественный театр в ущерб метафорам «нагрузил» Большой поиском сценической правды. Так, например, стали наглядными превращения девушек в лебедей, а лебедей — снова в девушек на костюмы то прикреплялись крылья, то снимались с них, и пластика делилась на человеческую и лебединую. Впоследствии Большой театр ввел в репертуар другую редакцию, совместившую хореографию Петипа, Иванова и Горского.
Юрий Григорович о постановке «Ромео и Джульетта»:
«Балет «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева я впервые ставил в Парижской опере на сцене Пале Гарнье в 1978 году. После того как в Париже с успехом прошла премьера моего балета «Иван Грозный», директор театра Рольф Либерман пригласил меня на следующую, на сей раз шекспировскую постановку. <…>
В Москве первым должен был ставить этот балет Ростислав Захаров. В Ленинграде — Федор Лопухов. Лопухов сразу отказался. Я спрашивал его потом: почему? Он ответил просто: там нет любви. Есть вражда, яркие эпизоды борьбы — фон, а любви нет… Партитура попала к Леониду Лавровскому и Сергею Радлову. Говорят, даже возникал вариант счастливого конца… Известен такой случай: к Прокофьеву в гостиницу пришли разговаривать о переделках, он играл в шахматы и, не отвлекаясь от доски, сказал, что больше ни одной ноты не даст исправить. <…>
Московский спектакль получился совершенно отличным от парижского. Мы с Вирсаладзе многое пересмотрели. Было создано и другое оформление, и другие костюмы. Мир Вероны, продолжая оставаться конфликтным, стал многокрасочным. В нем возникла некоторая жизненная конкретика, пейзаж, фон. И оказалось, что и это решение возможно. И оно вполне вытекает из музыки, не противоречит ей. В дальнейшем я и в уже готовый спектакль постоянно вносил изменения. Многое в нем уточнял, причем, иногда буквально перед самым показом и во время гастролей на Кубе, например, или в Италии, где балет шел на открытой площадке и требовал особого редактирования. Потом я ставил «Ромео» в разных театрах в нашей стране и за рубежом, и продолжал совершать для себя все новые и новые открытия». <…>
Алла Анатольевна Михальченко родилась в 1957 году. Обучалась в Московском хореографическом училище по классу Софьи Головкиной. Уже в училище Алла прославилась как одна из лучших танцовщиц благодаря отличной для такой юной ученицы технике и эффектной сценической внешности — миловидное кукольное личико, правильные черты лица, волнистые русые кудри, изящная, точеная фигурка, яркий облик. В 1976 году Алла окончила МАХУ и приняла участие во Всесоюзном конкурсе артистов балета, получив там первую премию. И в том же году стала ведущей балериной Большого театра, первой исполнительницей партии Наргис в балете «Индийская поэма», примой с богатейшим репертуаром. Алла Михальченко танцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», Жизель, Раймонду, Китри в «Дон Кихоте», Принцессу Флорину в «Спящей красавице», Ширин в «Легенде о любви», Валентину в «Ангаре», Анастасию в «Иване Грозном», Эгину в «Спартаке», Хозяйку Медной горы в «Каменном цветке», Нину Заречную в «Чайке», Риту в «Золотом веке», Эолу в «Икаре».
Юрий Валентинович Васюченко родился в 1956 году в Ленинграде. Выпускник Ленинградского хореографического училища имени А. Вагановой по классу А. Кумысникова. В 2001-м году окончил Московскую академию хореографии, курс режиссуры хореографии Юрия Григоровича и Генриха Майорова, получил квалификацию «балетмейстер, хореограф».
Юрий Васюченко исполнял ведущие партии в балетах «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Эгле — королева ужей» Эдуардаса Бальсиса, «Вальпургиева ночь» Шарля Гуно, «Жизель» Адольфа Адана, «Спартак» Арама Хачатуряна, «Иван Грозный» и «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, «Дон Кихот», «Пахита» и «Баядерка» Людвига Минкуса, «Жар-птица» Игоря Стравинского.