Ворон
Фильм-спектакль по одноименной пьесе-сказке итальянского писателя и драматурга Карло Гоцци.
Король Миллон подстрелил черного Ворона, тот упал на мраморную гробницу, обагрив ее кровью. В тот же миг перед Миллоном предстал Людоед и проклял его: если король не найдет красавицу, которая была бы бела, как мрамор, ала, как воронова кровь, и черна, как крыло убитой птицы, его ждет страшная смерть от тоски и терзаний. С того самого дня король Миллон стал чахнуть на глазах, а его брат Дженнаро, движимый любовью и состраданием, отправился на поиски красавицы…
Режиссер Валентин Николаевич Плучек — ученик великого театрального новатора Всеволода Мейерхольда. В 1929 году он окончил актерский, а затем, в 1932 году, режиссерский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской, которой и руководил Мейерхольд. В 1940 году Плучек стал одним из организаторов Московской театральной студии, где поставил спектакль по пьесе А. Арбузова «Город на заре», который в довоенной Москве шел на ура.
В 1950-м Плучек пришел в Театр Сатиры, а в 1957-м стал его главным режиссером. В этой должности он оставался до 2000-го — рекордные 43 года! Плучек был не просто интересным режиссером — талантливым. На его спектакли в Театр Сатиры невозможно было достать билеты, и даже стоячие места у театралов Москвы считались подарком судьбы. Разумеется, зрители шли смотреть не только на режиссерские находки Плучека, но и на игру А. Миронова, А. Папанова, О. Аросевой, Т. Пельтцер, В. Васильевой, А. Ширвиндта… Валентин Плучек прожил долгую жизнь, «сколотил» прекрасную труппу и поставил немало спектаклей, вошедших в историю отечественного театра. Он умер в августе 2002 года, не дожив нескольких дней до своего 93-летия. После его ухода театральный мир окрестил Валентина Плучека легендой русского театра. И заслуженно.
Из предисловия Карло Гоцци к сказке «Ворон». Сборник «Сказки для театра» (1989 г.):
«Это обыкновенная детская сказка, и я взял ее сюжет из одной неаполитанской книжки под заглавием Lo cunto delli cunti. <…>
Не устранив обычных масок из этой сказки, избранной мною в качестве театрального материала, но выпуская их с должной экономией, в чем можно будет убедиться из дальнейшего, я сочинил полушутливое, полусерьезное представление на этот неправдоподобнейший, ребяческий сюжет. Пьеса была впервые поставлена труппой Сакки в Королевском театре в Милане. Любезная миланская публика, вопреки своему обычаю, потребовала ее повторения несколько раз подряд.
Та же труппа поставила ее 24 октября 1761 года в театре Сан-Самуэле в Венеции, причем пьеса вызвала большой шум.
Зрители с величайшей легкостью переходили от смеха к слезам, вполне отвечая поставленной мною цели и подтверждая искусство того, что мне удалось достигнуть. <…>
Сказка «Ворон» была повторена шестнадцать раз за время с осени до карнавала, при сильно мешавших делу проливных дождях и переполненном театре. Она ставилась также самовольно некоторыми другими актерскими труппами всегда с хорошим успехом. <…>
Сказка написана частью стихами, частью прозой и заключает в себе некоторые сценки, в которых лишь намечено их содержание и общий смысл. <…> Я перешел в своих пьесах от прозы к стихам, руководствуясь не только капризом, но также необходимостью и соображениями художественности. Некоторые сцены сильных страстей я написал стихами, зная, что гармония хорошо составленного стихотворного диалога придает мощь риторическим оттенкам и облагораживает ситуации серьезных персонажей. Впрочем, я не беру на себя смелость утверждать, что я успешно выполнил свое задание».