Дети солнца
Драма по одноименной пьесе М. Горького.
Главный герой, ученый-химик Павел Протасов, полностью посвящает себя науке, увлечен возвышенной идеей о предназначении интеллигенции.
Его жена Елена Николаевна из-за недостатка внимания увлекается другом семьи — художником Вагиным. Протасов становится объектом любви богатой вдовствующей купчихи Мелании. Не имея образования, она боготворит одаренного химика. Брат Мелании, ветеринар Чепурной, влюблен в сестру Павла — умалишенную Лизу.
Эти люди живут в окружении простых людей, среди которых горничные Фима и Луша, слесарь Егор, избивающий собственную жену, ловкачи-нувориши постепенно прибирающие к рукам состоянии Протасовых. Постепенно назревает конфликт между представителями интеллигенции и низшего сословия. Одновременно с накалом человеческих страстей в городе начинает распространяться эпидемия холеры…
Пьеса «Дети солнца» была написана М. Горьким во время заключения в Петропавловской крепости (январь — февраль 1905 г.), в камере номер 39 Трубецкого бастиона. На первой странице рукописи пьесы, хранящейся в архиве А.М. Горького, есть надпись: «Писалось в Петропавловской крепости 16 января — 20 февраля 1905 года. Первая тетрадь. А. Пешков».
Находясь в заключении, М. Горький обратился за разрешением заниматься литературным трудом к коменданту Петропавловской крепости. <…> 5 февраля департамент полиции «разрешил» М. Горькому «написать комедию». 14 февраля пьеса была переслана в Петербургское жандармское управление. В тот же день М. Горький был освобожден из крепости и, так как ему запрещено было жить в Петербурге, выехал в Ригу. Перед выездом, 15 февраля, он написал заявление в департамент полиции о выдаче К.П. Пятницкому (издателю. — Прим. ред.) рукописи пьесы. Пятницкий получил ее после 22 февраля. <…> Таким образом, авторская датировка «Писалось в Петропавловской крепости 16 января — 20 февраля 1905 года» не вполне точна и, очевидно, сделана позднее.
Получив пьесу от Пятницкого, М. Горький коренным образом ее переделал. Видимо, работа над нею была закончена уже в марте: в самом начале апреля в русской печати появляются сообщения о постановке пьесы в Театре В.Ф. Комиссаржевской. <…>
«Дети солнца» впервые были представлены на сцене Театра В.Ф. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге 12 октября 1905 года. Как свидетельствует запись в книге режиссерского управления, спектакль прошел с большим подъемом. В Московском Художественном театре первое представление состоялось 24 октября 1905 года.
Фрагмент статьи Антона Третьяка «Владивосток театральный» в журнале «Театрал» (2007 г.):
<…> «В 1975 году начинается новый этап развития Театра им. М. Горького: художественным руководителем становится маститый театральный режиссер Ефим Табачников, прослуживший «горьковским» подмосткам до 1983 года. Табачников прибыл во Владивосток из Москвы, где работал в Театре Маяковского. Ефим Давыдович был человеком и режиссером «нового времени», всегда не в ладах с начальством и с «некультурными чиновниками от культуры», искренне не понимая, как можно управлять искусством. Методы работы с актером у него были достаточно жестки — на первом плане всегда стояла чрезмерная взыскательность. Каждый спектакль ставился как последний. Но результаты такой тщательной работы всегда были на высоте. «Ричард III» В. Шекспира, «Бедные люди» Ф. Достоевского, «Дети солнца» М. Горького стали триумфом высокого лицедейства, делая публике прививку от невежества». <…>
Фрагмент статьи Виктора Бусаренко «Слон / Евгений Шальников» в журнале «Страстной бульвар, 10» (2011 г.):
<…> «В 1975 году театр обрел новое здание и нового главного режиссера. Им стал Ефим Табачников — художник, создавший новую эпоху в истории Приморского театра. <…> Как водится, новый худрук притянул за собой новых «центровых» артистов, призванных обеспечить успех его замыслов, иногда находя таковых среди второго состава уже существующей труппы. Неожиданно для всех в главные героини театра вышла в те годы Лариса Сорока — доселе актриса эпизодов и второстепенных ролей, худенькая, почти бесплотная, с птичьим носиком-клювом на маленькой бледноволосой головке. Приоритетными артистами мужского состава стали Анатолий Бугреев — уроженец сибирской деревни с видом и повадками персонажа Оскара Уайльда — и Валерий Никитин — крупный, спортивный, размашистый, очень техничный и умелый». <…>