Крылья
Фрагмент статьи «Крылья» Е. Горбунова, опубликованной в Ежегоднике Малого театра (1956 г.):
«Ранней весной 1954 года Александр Корнейчук прочитал в театре только что законченную пьесу «Крылья». Писатель изображал начало деятельности вновь избранного секретаря обкома партии Ромодана, его личные дела и переживания. Одна за другой развертывались картины города и деревни, возникали люди разных характеров и убеждений.<…>
Трудно складываются дела Ромодана на новом месте. Прямой и целеустремленный человек, у которого слово не расходится с делом, он сразу же приходит в резкие противоречия со стилем работы, укоренившимся здесь уже с давних времен, и с живым его олицетворением — «главным хозяином области» — председателем облисполкома Гордеем Афанасьевичем Дремлюгой.
Сталкивая этих людей, писатель противопоставляет разные типы руководителей, противоположные методы руководства. С одной стороны живая, инициативная мысль, способность и желание опереться на коллектив, найти у практиков поддержку своим начинаниям, почерпнуть новые знания; с другой — слепое, бездумное копирование внешних форм и методов, принятых «наверху», неколебимое самодовольство, привычка действовать по шаблону. Такими предстают в пьесе Ромодан и Дремлюга.
«Мы горячо полюбили новую пьесу Корнейчука, — говорил главный режиссер театра К.А. Зубов. — Уже после первого чтения и особенно в процессе репетиций нам стало ясно, что это произведение большой политической мудрости, чутко улавливающее перемены в действительности, смело вмешивающееся в течение жизни. Корнейчук в «Крыльях» не упрощает этой жизни, не сглаживает ее противоречий и трудностей…»
Однако споры, разгоревшиеся по поводу пьесы в писательской среде и на страницах печати, осложняли творческую атмосферу в театре. Потребовалась выдержка и убежденность в правоте своего выбора, чтобы не дрогнуть, не отступиться от «Крыльев».
Пьеса Корнейчука действительно выделялась на фоне привычного репертуара остротой своего содержания, не сразу и не всеми оцененного по достоинству. <…> Тема пьесы, ее идейный конфликт в то время многим показались «слишком» уж смелыми, не все даже сумели оценить главное их содержание. Были сделаны попытки измельчить замысел драматурга, свести действие «Крыльев» к простой иллюстрации широко известных партийных постановлений по сельскому хозяйству. <…> Это пьеса о человеке, который строит новую жизнь, и о новой жизни, которая строится для человека, во имя его счастья.
Достоинство постановки Малого театра состоит в том, что в спектакле ярко и образно воссоздан оптимистический строй народной жизни. <…> Не случайно на афише Малого театра под названием пьесы «Крылья» появилось слово «комедия».