16+

Ретро

Мелодрама
1984
137 мин
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части

Фрагмент из книги Ю.А. Дмитриева «Государственный академический Малый театр» (Отечественная драматургия, 1967–1985):

<…> «Пьеса А. Галина «Ретро», поставленная Л. Хейфецем и оформленная Д. Боровским, впервые была сыграна на сцене филиала 31 марта 1981 года. Много времени спустя после премьеры критик писал, что это одна «из наиболее интересных постановок Малого театра с поразительно слаженным актерским ансамблем».

Рвется в деревню, к сестре, вышедшей на пенсию, кровельщик Николай Михайлович Чмутин (И. Любезнов). А пока он живет у замужней дочери. Его зять — человек деловой, историк по образованию, занялся комиссионной деятельностью — перепродажей старинной мебели — и весьма в этом преуспел. Теперь он решил женить тестя и увлекся этим не на шутку (не задумываясь, впрочем, хочет ли тот жениться, и не считаясь с его переживаниями).

На сцене комната, в ней двуспальная кровать, глубокое кресло, миниатюрный туалетный столик. На стенах картины в массивных рамах и фотографии, окруженные виньетками. Тут же телефон, телевизор, проигрыватель. Чувствуется: тот, кто обставлял квартиру, знает толк в мебели, безвкусных вещей нет, но нет и теплоты, уюта; кажется, что это какая-то мебельная выставка.

В этой комнате находится Чмутин: небритый, в носках, в рубашке навыпуск. Жена у него умерла, и, оставшись один, он сделался совсем странным, его даже клали в неврологическую клинику.

Дочь его любит, да и зять, пожалуй, неплохо относится, но им не дано ощутить его душевных переживаний; хотелось бы пристроить старика, вот и родилась идея — женить его.

А Чмутин на пределе сил, глаза у него грустные и растерянные, походка какая-то нетвердая, сердце переполнено даже не тоской, а отчаянием. Он потерял свое место в жизни, и единственными собеседниками для него остались голуби.

Драматургически пьеса была сделана талантливо, каждый участник получал выигрышную роль, каждое действующее лицо было индивидуализировано. Это были характеры, а значит, люди с биографиями. Исполнители имели возможность воспользоваться не только словами, но и подтекстом. Даже за смешными с виду обстоятельствами режиссер умел показать человеческую трагедию, которая часто является спутницей старости.

В роли зятя выступал Н. Подгорный. У артиста это был человек предприимчивый, энергичный, по-своему даже талантливый, скорее, добрый и отнюдь не алчный. Женитьбу тестя он считал лучшим выходом из положения.

А к жене его (Т. Торчинская) пришла пора женского увядания, а вместе с тем известная вялость и равнодушие ко всем, кроме себя; поэтому она так легко соглашалась с мужем, что отца следует женить. И все невесты — бывшая артистка кордебалета Песочинская (М. Овчинникова), медицинская сестра Воронцова (Г. Демина), вдова профессора, а теперь вахтер Барабанова (Е. Солодова) — готовы вступить в брак в первую очередь потому, что они одиноки. И изображая этих старых женщин, актрисы достигали большой выразительности. Вот что писал об Овчинниковой — Песочинской известный режиссер и критик В. Комиссаржевский: «Здесь и несостоявшийся талант, и уже запоздалое кокетство, и острая тоска, и доброта. Одна эта роль, созданная в соавторстве с таким тонким и точным режиссером, как Хейфец, выдвигала Марию Овчинникову в число наших лучших актрис».

Комплиментов заслуживали и исполнительницы ролей двух других невест: каждая создала по-своему интересный характер». <…>

Из статьи Ирины Алпатовой «Старик и горе» в журнале «Театрал» (2002 г.):

В программке к спектаклю драматург Александр Галин написал: «Пока, слава Богу, есть люди, которым мои пьесы интересны. Но с годами их будет становиться меньше. Наступит момент, когда я, возможно, останусь один». Александра Михайловича хочется уверить в обратном: именно Галин, пьесы которого стабильно репертуарны и зрительски востребованы, один не останется никогда. В силу разных причин. Во-первых, он как-то так умудряется писать свои пьесы, что их не надо переделывать спустя 20 лет. А наша жизнь, как известно, за эти годы встала с ног на голову. Многие актуально-сиюминутные произведения минувших десятилетий с легкостью упали в корзину, они никому сегодня не интересны. Галин разве что пройдется по отдельным словам и фразам, добавит упоминания Интернета или «фракции» — и все. И уже другой зритель смеется и плачет абсолютно так же. <…> Пьеса «Ретро» — репертуарный чемпион Галина и современной ему драматургии. <…>

Фрагмент интервью Елены Владимировой с А. Галиным «Жизнь — это прыжковый сектор» в газете «Вечерняя Москва» (2011 г.):

— Александр Михайлович, в Малом театре давно идут лишь пьесы классиков. Вы единственный современный драматург в репертуаре этого старейшего театра. Как вам удалось попасть в столь завидную компанию?

— Малый театр возник в моей жизни давно: в 1980 году Леонид Хейфец поставил там мою пьесу «Ретро». Помню, я приехал из Ленинграда, где тогда жил, в Москву на премьеру и случайно, гуляя по московским бульварам, увидел газету с рецензией на спектакль. Там меня назвали «тертым театралом, который знает все секреты успеха». С тех пор я так и живу под кличками «репертуарный» и «успешный».

В советские времена с точки зрения художественности это был почти приговор. А я тогда был молодой человек и как драматург только начинал.

Фрагмент статьи Светланы Овчинниковой «Солодова Елизавета Михайловна» на сайте Малого театра (2004 г.):

«В биографии Солодовой есть замечательные роли. Одна из них — в «Ретро» Галина. Почти анекдотичной истории о том, как дочь и зять решили просватать своего престарелого отца, а невесты, перепутав время, пришли все разом. По сути, истории пронзительно трогательной. Солодова сыграла в ней одну из трех невест.

Говорит постановщик спектакля народный артист России Леонид Хейфец:

— Прошло много времени, но Елизавета Михайловна Солодова осталась в памяти. После премьеры «Ретро» она написала стихи, посвященные мне. И это была ода. Встреча с ними тремя — Елизаветой Солодовой, Марией Овчинниковой, Галиной Деминой — счастливая полоса в моей жизни. Мы все были влюблены друг в друга. Я их в порыве любви буквально носил по сцене на руках. Солодова играла женщину строгую. Главное ощущение от ее героини — достоинство человека, всю жизнь отдавшего скромному делу, мало у нас оплачиваемому. Ее тема — это тема одиночества учителя на пенсии… Солодова замечательно это играла».

Фрагмент из книги С. Овчинниковой «Библиотека Малого театра»:

<…> Один из своих шедевров создала актриса в спектакле «Ретро» по А. Галину, анекдотичной истории о том, как молодой, вполне современный и вполне деловой человек решил женить своего престарелого тестя, а невесты, перепутав время, явились все разом…

Суть пьесы — в извечном столкновении жестокосердия и милосердия.

В различном понимании смысла и ценности жизни. В беззащитности человеческого одиночества, сталкивающегося с духовной глухотой.

Галин придумал сюжет, именно придумал. Но окунул в него непридуманных людей. Он разглядел в четырех смешных стариках высокую и мудрую духовность бессребреников. В квартиру, меблированную хозяином и антиквариатом в стиле модерн, он привел людей с антикварными душами. И перед залом встал вопрос: что важнее сберечь?

Демина сыграла одну из этих антикварных душ — Нину Ивановну Воронову. Роль самую невыигрышную: строгую, суховатую… Всем даны монологи, а ей — одни реплики, в основном служебно-короткие…

Но в этом звездном спектакле Демина стала самой крупной и яркой звездой.

И опять критика ликовала: «Актриса Г. Демина удивительно правдива в роли бывшей медсестры: кажется, она пришла в спектакль из этой самой больницы, где работала многие годы…»

«Пожалуй, работа Г. Деминой стала самой большой удачей спектакля.

Ее Нина Ивановна наделена совершенной достоверностью — от внешнего облика, удивительно точно почувствованного актрисой, до простого, на первый взгляд, а по сути живого и сложного, характера, совмещающего в себе ограниченность и агрессивность с беззащитностью и интуитивной женской мудростью.

И драма… еще жестче и безысходней в аккуратно прибранном мирке Нины Ивановны, одиноко и мужественно ведущей борьбу с собственной ненужностью и забытостью среди чужой и молодой жизни…»

Роль Нины Ивановны — из самых любимых актрисой. Впрочем, она любит всех своих героинь. <…>

Режиссер: Леонид Хейфец
В ролях: Галина Дёмина, Вячеслав Езепов, Иван Любезнов, Мария Овчинникова, Тамара Торчинская, Елизавета Солодова и другие

Смотрите также

Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна