Рудольфио
Фильм-спектакль «Рудольфио» снят по одноименному произведению Валентина Распутина 1967 года, в котором рассказывается о первой любви юной, шестнадцатилетней девушки Ио к взрослому и женатому мужчине по имени Рудольф. Каждый день они едут в одном трамвае: она торопится в школу, он — на работу. Однажды они случайно познакомились. Мечтательная девушка создает из их имен одно общее имя «Рудольфио». Рудольф очень чуткий и интеллигентный человек, он понимает, что происходит в душе Ио, но не может ответить на ее чувство. Он намного старше, его юность уже прошла, а у девочки все еще впереди.
Рассказ очень понравился «киношникам», и по его мотивам было снято четыре фильма. Однако постановщики не учли того факта, что девица по имени Ио не реальный человек…
В 1969 году вышло целых два фильма по этому рассказу. Дипломная короткометражка Динары Асановой — чистая и светлая, в которой советская девочка влюбилась в мужчину просто от избытка восторга и наивности. Рудольфио в ней сыграл Юрий Визбор. В том же году вышла еще одна студенческая короткометражка вгиковца Валентина Куклева.
В 1991 году Татьяна Преснякова поставила телеспектакль, который пользовался большим успехом у зрителей начала 90-х годов, а в красавца Дмитрия Брусникина, щеголявшего в картине в модной дубленке, и правда сотнями влюблялись романтичные школьницы. Сценарий отличался от рассказа Распутина, в том числе и тем, что жене главного героя Клаве (ее сыграла Людмила Артемьева) дали слово и обозначили ее чувства.
Это единственный фильм, в котором драматический финал рассказа был перенесен на экран. Еще одна лента вышла в 2006 году — ученическая работа студентки ВГИКа Ольги Лобановой, которая не только сняла фильм-ностальгию, но и сделала героиню пятиклассницей, что совершенно убрало сексуальный подтекст произведения.
Из диссертации Анастасии Игнатьевой «Эволюция образа русской женщины в творчестве В.Г. Распутина» (2008 г.):
<…> «Анализ некоторых ранних рассказов и произведений, следующих после «Последнего срока», свидетельствует о том, что В. Распутин постепенно приближался к постижению женского начала во всех его ипостасях. Его интересовала роль женщины в душевном мире мужчины. Однако писатель никогда не ограничивал женщину семейными рамками, он пытался осмыслить ее «величественную» службу в мире: ее нравственные и физические возможности в сохранении духовных начал в человеке и в обществе. Женский персонаж с завершенной жизненной линией решить такие задачи не мог. Поэтому В. Распутин искал возможности реализации своих нравственно-философских представлений в судьбе молодой героини, активной, действенно участвующей в жизненном процессе, которая смогла бы эмоционально реагировать на красоту мира и его беды, жить на пределе своих чувств.
Первые приметы «нового» содержания женского характера, на наш взгляд, обнаруживаются в раннем рассказе «Рудольфио». В нем В. Распутин словно «нащупывает» пути к созданию образа женщины, реализующей свой потенциал не в материнстве, а в любви. Для художника принципиально важно показать женское природное беспокойство о сохранении в человеке душевного трепета и отзывчивости на чувства близкого, на красоту и гармонию мира. Этот мотив извечной женской тревоги о душе вновь и вновь будет входить в структуру публицистических и художественных произведений писателя». <…>