16+

Смерть Пазухина

Драма
1981
104 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
2 части
Государственный академический театр им. Моссовета

Телеверсия спектакля по одноименной пьесе Михаила Салтыкова-Щедрина.

Фрагмент репортажа М. Зайонца «Порок будет наказан, а добродетель…» со съемочной площадки телеспектакля для журнала «Телевидение и радиовещание» (1980 г.):

«…Целый год ждут смерти Ивана Прокофьевича Пазухина его наследники и все те, кто надеется не упустить «свое» из миллионного состояния. А умирает Пазухин внезапно, не выдержав известия, что не быть ему надворным советником, умирает, так и не оставив завещания и открывая тем самым широкое поле для хитроумных интриг, подлости и обмана. В конце концов, как и положено, порок будет обязательно наказан. А добродетель… «Где же тут добродетель-то?!» — этот вопрос, обращенный в финале прямо к зрителям, увы, останется без ответа.

В творческом объединении «Экран» идут съемки спектакля Московского академического театра им. Моссовета «Смерть Пазухина». Острая, злая сатира Салтыкова-Щедрина диктует постановщикам стиль скорее остраненный, иронически-условный, чем подробно-бытовой, жанрово-сочный. Поэтому в павильоне ЦТ выстроен небольшой шестигранник, обрамленный колоннами и украшенный старинными подсвечниками. Нейтральная площадка для действия. Всего лишь намек на парадную комнату в барском особняке. Пустые стулья и кресло. На них долго задерживается своим «взглядом» камера — таким будет начало спектакля. И сразу же, неожиданно — сидят на стульях люд. Персонажи спектакля преувеличенно гротескные — типы страшноватые в своем «человеческом» естестве.

Еще одна особенность есть у этого спектакля. Он создавался для Малой сцены театра, специфика которой, несомненно, учитывалась при постановке. В телевизионном варианте спектакля зритель как будто максимально приближен к актерам, но в то же время отстранен от действия. Один из постановщиков — театральный режиссер Б. Щедрин — рассказывает о трудностях, с которыми пришлось столкнуться; от многого, что было найдено для театра, пришлось отказаться (так отказались от оркестра, который встречал зрителей еще в фойе, вводя их в атмосферу спектакля).

Сейчас с помощью телевизионного режиссера В. Храмова идет поиск новых выразительных средств, новой, уже телевизионной условности. Появились, например, титры, которые, как в немом кино, обозначают место действия и называют персонажей, возникающих на экране; маленькими кусочками снимается сегодня сцена смерти Пазухина: входит чиновник по особым поручениям Разбитной, следует его монолог, обращенный к Пазухину, и неожиданная смерть старика. Камера снимает сначала реакцию Пазухина… слушающих тот же текст Анну Петровну Живоедову… и Настасью Ивановну… и опять крупный план — Леночка… Наконец, поворот камеры — и на экране монитора появляется сам Разбитной… произносящий свой монолог. Потом режиссеры смонтируют эти куски так, чтобы сохранить самый важный закон Малой сцены, основное ее условие — предельную близость к актеру, возможность рассмотреть все мельчайшие нюансы актерского исполнения».

Фрагмент статьи Б. Евсеева «Отходная старому миру», журнал «Театр» (1979 г.):

Возникает вопрос: почему Малая сцена? Она, мол, для поисков, экспериментов… Именно так случилось со «Смертью Пазухина». Актеры старшего и среднего поколения, увлеченные интересным замыслом постановщика Б. Щедрина, играют ярко, свежо, раскованно, и их дарования раскрылись с новых, неожиданных сторон.

И осуществляется принцип: предельная условность постановки — только самые необходимые детали — при максимальной правде и реалистической достоверности исполнения.

Театр провел большую работу над текстом пьесы. Сделаны существенные сокращения: иначе спектакль заканчивался бы далеко за полночь.

В сатирической комедии, одной из самых беспощадных в русской драматургии, актеры не прибегают к внешнему преувеличению, к заострению и гротеску. Ставка сделана на глубинное постижение характеров. Не изображать, а жить!»

В ролях: Борис Иванов, Алексей Консовский, Анатолий Баранцев, Геннадий Некрасов, Татьяна Бестаева, Олег Щетинин, Юрий Беркун, Николай Афонин, Мария Кнушевицкая, Владимир Шурупов, Ирина Карташева, Владимир Гордеев и другие
Режиссеры: Владимир Храмов, Борис Щедрин

Смотрите также

Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна