Смех Лангусты
Фрагмент статьи Л. Абрамовой «Смех лангусты», опубликованной в газете «Вечерняя Москва» (1996 г.):
«Драматург Джон Маррел для многих человек загадочный. Интервью не дает. С деятелями театра почти не встречается. Даже с переводчиками своих пьес предпочитает общаться только через театральное агентство, которое находится в Нью-Йорке.
Родился он в 1945 году на территории Соединенных Штатов Америки. Джону не минуло и года, как его родители переехали в Канаду. Он окончил университет в Калгари, стал там же преподавателем и до сих пор живет в этом канадском городе.
В начале преподавательской деятельности стал со своими студентами ставить театральные спектакли. В 1975 году написал пьесу «Власть в крови», которая получила престижную премию на конкурсе в Эдмонтоне. В конце концов Джон Маррелл оставил преподавательскую работу и полностью посвятил себя театру.
Он работает как актер, режиссер, драматург. В его режиссерских пристрастиях четко вырисовывается тяготение к русской классике. В 1982 году Маррелл написал пьесу «Мемуары», которую вскоре в Париже Жорж Вильсон перевел на французский язык и поставил. Пьеса получила новое название: «Сарра и крик лангусты». В русском переводе она называется «Смех лангусты», что, по мнению авторов русского текста М. Левиной и А. Рейжевского, больше соответствует смыслу.
«Надо жить, а не ждать смерти», — так говорит некогда великая французская актриса Сара Бернар, а ныне всеми забытая старуха, пишущая на краю могилы вторую книгу своих воспоминаний. Сару Бернар играет Светлана Немоляева, Жоржа Питу, ее секретаря, — Александр Лазарев. Поставил спектакль Сергей Яшин».
Фрагмент интервью Светланы Немоляевой и Александра Лазарева, опубликованного в газете «Хронометр» (2000 г.):
«Светлана Немоляева: «Любовными историями, водевилями и комедиями значительно труднее разбудить высокие чувства в зрительских душах. Мы хотели на конкретной истории Сары Бернар и ее секретаря Жоржа Питу заставить людей думать о своей жизни, о том, что жить нужно сейчас, не дожидаясь смерти».
Александр Лазарев: «Репетировать спектакль было неимоверно трудно. Тогда мы оба воспринимали друг друга примерно так же, как Сара Бернар и Питу, — постоянно «грызлись», были на нервах. Ведь, знаете, «Смех лангусты» ставили почти во всех театрах России, но нигде он не приживался надолго, потому что выдержать эмоциональный накал пьесы очень трудно. А мы со Светланой играем ее уже давно, даже не скажу, сколько лет, и никогда не готовили себе второй состав. Все сами».